|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика отечественной философской мысли и ее направленияПЫРЬ! 16-18 1 В России философия никогда не была главенствующей отраслью культуры, поэтому ее развитие шло в русле задач, поставленных другими отраслями. До начала 20в она сохранила преимущественно религиозный характер. 2 Нацеленность на проблемы этики. Это заметно уже в 1м религиозно-философском произведении «Слово о законе и благодати» Илариона. 3 Акцент на социальную проблематику уже со времени зарождения идеи Москвы как Третьего Рима, с которой связывают формирование идеи как таковой. Соц направл-ть способствовала тому, что после разгрома большевиками русской религ философии философия из служанки богословия стала в СССР служанкой идеологии и осталась таковой до 1991 г. Русская философия: I Светские филос концепции:1) самобытные (эксклюзивные) филос конц: а) русский космизм; б) западн славянофильство (становление русской идеи; 2)последователи западных филос концепций II Отечественная религ-философская мысль Русская философская мысль, как и русская духов ность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики. В одностороннем рационализме западной фило софской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом. Характерные черты русской философии: Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство; Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; Большая роль проблем морали и нравственности; Конкретность; Широкое распространение в массах, понятность простому народу. По мнению Лосского, характерными чертами русской философии являются: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм). Предмет русской философии Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего.
Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом. Характерные черты русской философии Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; Философские мысли выражаются через художественное творчество, литературную критику, публицистику, искусство; Целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; Большая роль проблем морали и нравственности; Конкретность; Широкое распространение в массах, понятность простому народу. По мнению Н.О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм). Предмет русской философии Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России-между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего. В русской философии этого времени получили известность следующие направления: 1. Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю. Самарин. З ападничество (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития России, вторые - за путь общечеловеческой и европейской цивилизации. 2. Материализм (Н Чернышевский. Н.Добролюбов) В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный. 3. Марксизм (Г.Плеханов. В.Ленин) Одна из особенностей марксизма в России - направленность на изменение общественно-политического строя. 4. Религиозная философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, П.Флоренский). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. 5. Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира. Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики. В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом.
16. Актуализация проблематики "Восток - Россия - Запад". Славянофильство и западничество как социально-философские течения. ПЫРЬ! 16-18 Социально-политическими предпосылками образования этих течений являлись: Отечественная война 1812 г., кризис крепостнической системы, усиление реакции со стороны властвующей элиты во главе с русским царем. Теоретической предпосылкой в свою очередь являлось повсеместное увлечение дворянской молодежью философией истории Гегеля и Шеллинга, в которых обосновывалась историческая роль германского народа во всемирной истории и принижалась, а то и вовсе отбрасывалась историческая роль славян в становлении мировой цивилизации. Социально-политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения: западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития. К славянофилам принято относить И.В. Киреевского, АС. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам — П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Философс п редпосылки: з.идеализм Шеллинга и Гегеля с.восточная (православная) патристика Концепция мирового развития: з. существует единый общечеловеческий путь развития; концепция глобального развития культуры) С. у разных народов возможны различные пути развития; (концепция локальных культур) путь России: з. Россия идет по тому же пути, что и Запад, но несколько отстает с.у России свой собый путь развития, отличный от западного петровские преобраз.: З. положительное: они ускорили общее развитие России С.отрицательное: они «столкнули» Россию с ее собственного пути развития в сторону западного пути религия и церковь: З.в целом равнодушное С. позитивное православие: З.критическое С.положительное: видели в нем основу духовной и социальной жизни
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |