АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, А.Чижевский, В.И.Вернандский)

Читайте также:
  1. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  2. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  3. III. Переведите слова и выражения из первого столбика (1-10) на русский язык.
  4. Автоматизированная система управления гостиницей «Русский отель»
  5. Древнерусский панэтизм
  6. Настоящий русский чай – Иван-Чай.
  7. ПЕРЕВОД С РУССКОГО НА РУССКИЙ
  8. Переводы литературы с иностранных языков на русский язык
  9. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 90 – 111.
  10. РУССКИЙ КАГАНАТ
  11. Русский космизм.

Космизм — специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. В России уже с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Это идея актив­ной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосреде, космосе — с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Гуманизм — одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.

Николай Федорович Федоров (1829—1903) — философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Потому-то и нет в природе целесообразности, утверждал он, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. В его проекте — и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и наконец «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т.д. В деле «воскрешения» Н.Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

«Записки натуралиста», «Несколько слов о ноосфере»

Обосновал теорию ноосферы (ноосфера – сфера разума)

1) Размах и масштабы человеч деятельности стали сопоставимы с масштабами прир стихий=>

Наряду с природными сферами стала сфера разума;

2)Нам нужно освободиться от природной зависимости в виде пищи (чтобы быть субъектами).

Идея создания искусственной пищи - задача будущего.

К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность его освоения, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи.

Чижевский Александр Леонидович (1897-1964)

2 работы: «Земное эхо солнечных бурь», «Физические факторы исторического процесса»

1)С т.зр. Ч. нужно вести роль только о Солнечной системе, а не о всей Вселенной

2)Солнце явл-ся источником жизни на Земле -> Солнце влияет на ход жизни на Земле =>новая отрасль биологии- космобиология

2 кривые: 1-значимость событий земной жизни; 2- кривая солнечной активности

Кривые близки по траектории. Вывод:

1)Если мы хотим понять причины земных событий, должны искать причины и на Солнце;

2)Если мы хотим сделать максим точный прогноз, должны учитывать параметры солнечной активности (земные и солнечные факторы)

 

Федоров. Стремление к порождению разума – основа эволюционного развития природы, космоса. Природа достигает осознания самой себя в разумных существах(людях) и приходит к самоуправлению. После всего этого основная задача – это восстановление разрушенного изза прежней слепоты и неразумности, и регулирование последующий природных процессов.

Человек приходит не только ко все большей власти над силами природы, но и к переустройству человеческого организма. Главное зло совершаемое слепой природой – смерть. Победа над смертью одна из важнейших задач. Мысль о воскрешении. В христианском вероучении именно Бог будет осуществлять воскрешения, то у федорова решение этой проблемы- задача человека.

Циолковский. Первоснова бытия атомы-духи (простейшие существа, обладающие чувствительностью.) Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом.

Космос— это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи: возрастание могущества разума, что вязанно с ростом космический цивилизаций, одной из которых является человеческая. В то же время судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций.

Чижевский. Космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере. Считал что космические проекты должны быть более научными. Для этого нужно ограничится пределами солнечной системы. То что происходит на солнце влияет на земную жизнь. Если м хотим понять причины земных событий то нам надо понять что происходит на солнце.

Вернадский. Следы самозарождения жизни необходимо искать не на земле, а в космосе.

Концепция антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая(социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Создание учения о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, тесно связанны с космическими.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)