АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Истина как гносеологическая категория. Концепции истины. Истина и заблуждение. Истина и ложь

Читайте также:
  1. Базовые концепции финансового менеджмента
  2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  3. Био- и социогенетические концепции развития психики
  4. Большинство неверующих ищут облегчения, а не истины.
  5. Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции
  6. Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
  7. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  8. Вопрос №38. Понятие туристского маркетинга: цели, функции, концепции
  9. Выводы из понимания болезни в свете концепции напряжения
  10. Глава 3 Реализация ценностной концепции лидерства.
  11. Гносеологическая ограниченность рассудочного подхода
  12. Гносеологическая сторона неисчерпаемости материи

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объ­ективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины.

Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.

В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях.

Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.

Истина - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые" вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость ка ждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. да ют знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Конкретность истины означает соответствие зна ний предмета и явлений материального мира, социальному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п.

Истина - это адекватное отражение объекта по знающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект, т. к. он существует сам по себе, вне сознания.

Познание не свободно от заблуждений. Заблужде ние - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь -преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена.

Субъект, формирующий и распространяющий лож ное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что еще не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном - религиозном, принимаемое без доказательств.

 

Концепция. Классическая – истина- соответствие мысли действительности, критерий истины- практика. Неклассическая – 1. конвенциональная истина это результат соглашения. 2. Прагматистская истина – все то что приводит человека к успеху. 3. Когерентная – самосогласование знаний.

Аспекты истины.

Бытийственный. Фиксация в истине бытия как предметно-субстратного, так и духовного.

Аксеологичский. Состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей деятельности человека.

Праксеологический. Связь истины с практикой, полезность истины для практики. Входит в состав аксеологического аспекта.

Характерная черта: истины – наличие в объективной и субъективной стороны. Субъективна - истина не существует помимо человека и человечества. Объективна – истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это не полное знаение о предмете, которая может меняться в процессе исследования.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Заблуждение – теоретико-познавательное явление, непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Заблуждения уводят в сторону от истины, мешают познанию. Могут вести к созданию проблемных ситуаций, но при это способствовать нахождению правильного пути решения проблем, построению истинной теории и определению границ ее применимости.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)