|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ценность как аксиологическая категория. Виды ценностей. Ценность в сфере архитектурыАксиология - учение о ценностях. Ценность — то, что чувства предпочитают всему другому; к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (Пауль Менцер); является существенным свойством объекта, сущностью и условием его бытия. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого — малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются материальные ценности: приятное, полезное и пригодное; а также логические, этические и эстетические ценности: истина, добро, прекрасное. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве и противостоянии к миру сущего (к эмпирическому "бытию", к сфере фактических явлений, отношений и т.д.), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума - цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву. Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости. Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. Ценность права, согласно либертарно-юридической аксиологии, состоит в том, что право является всеобщей, необходимой и общеобязательной формой выражения таких фундаментальных человеческих ценностей, как равенство, свобода и справедливость. Каждый арх-р должен взять на себя обязательства по соблюдению норм профессиональной деят-ти. Существует кодекс этики архитектора- свод правил, регулирующих отношения, которые возникают как в профессиональной среде арх-в, так и во взаимоотношениях арх-ра и общества. Кодекс базируется на основополагающих принципах признания обществом природы архитектурной профессии как творческой деятельности и права архитектора на авторство архитектурного произведения, которые следуют из этого, а также на необходимости соблюдения арх-м обязательств перед гражданами, обществом, коллегами. Работа арх-ра предполагает его ответственность и обязательства перед заказчиком, обществом, коллегами по профессии. Архитектор должен соблюдать вопросы авторского права, профессионального лицензирования. В поисках заказов не должен прибегать к нечестным методам конкуренции, не должен принимать заказ, если его условия затрагивают честь и достоинство др арх-ра.
· Ценность- положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности. · Ц. выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, а потому, что предмет является частью общественного бытия человека · Ц. служат объектами интересов человека, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности. · Ценности: v моральные (субъективные) Ø абсолютные (объективные)- жизнь Ø относительные (субъективные)- образование v объективные (онтологические) (бытие,еда,дьявол) · Напр., стакан- инструмент для питья- материально благо, экономическая ц (продукт труда, предмет товарного обмена), эстетическая ценность (если предмет искусства) Ценность в сфере архитектуры
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |