|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русский позитивизм (П.О.Лавров, Н.К.Михайловский)ПЫРЬ! 18 Лавров. Философия – конкретная область знания. Материализм – разновидность метафизики. Предметом метафизики может стать конкретный эмпирический индивид, а не абстрактный. Только через человека, через осмысление его исторического и индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию внешней действительности. Для Лаврова в социологии и философии истории действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они являются результатом усилий личности и объективные научные методы к ним не приложимы. П. Л. Лавров в «Исторических письмах» призывает анализировать явления истории и сознания с помощью «субъективного метода», выдвигая идеал «критически мыслящей личности», которая оказывается и целью, и движущей силой исторического прогресса Сущность человеческой истории сводится к диаде – культура-цивилизация. Важную роль в его теории прогресса играет различение культуры и цивилизации. Первая характеризует социальную среду, связанную с застывшими формами жизни, воспроизводящимися согласно обычаю. Вторая - прогрессивное движение общественных форм, смену различных фазисов культуры, происходящую под воздействием критической мысли. Критерий соц.прогресса это масштабы и глубины человеческой солидарности. Михайловский. Концепция героев и толпы. Между человеком и обществом существует противоречие. Критерии соц.прогресса это степень гармонизации личности. Лавров и Михайловский подхватили мысли Конта о «субъективном методе» в социологии и сделали из этого метода средство «научно» доказать, что человек есть мера всех вещей, единств. источник истины и права и своевольный хозяин своей судьбы, и между прочим — что революция в России давно готова, надо лишь «открыть глаза» угнетенному большинству (программа «хождения в народ»). Положение Лаврова о человеке как «источнике истории», о «критически мыслящих личностях», воплощающих обществ. идеал, преодолевая сопротивление косной среды, учение Михайловского о герое, воспламеняющем и увлекающем за собой толпу, — все это не могло не импонировать народникам и находило самый сочувств. отклик в их среде. Лавров и Михайловский большое значение придавали интеллигенции, рассматривали ее как самостоятельную общественную и политическую силу. Лавров понимал интеллигенцию как категорию этическую. В силу своего нравственного развития интеллигенция оппозиционна к власти и защищает интересы народа. Идея нравственной ответственности интеллигенции за судьбы общества и народа была доминирующей в русской культуре XIX века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |