|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вл.Соловьев. Метафизика всеединства. Идеи синтеза в культуреПЫРЬ! 18 В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» гармонический синтез религии, науки и философии; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации. Философское учение Соловьева – метафизика всеединства. Основные моменты: 1 Что есть истина? Как жить в соответствии с ней? Истина трехчастна: - истина – это сущее (истиной обладает лишь то, что реально существует, не сущ в будущем) - истина – это единое (все части мира взаимосвязаны) - истина – это всё (всё возможно только в Боге. Без Бога нельзя говорить об истине) 2 Как постигать истину? Нельзя постигать одним способом. Постижение истины: - чувственно - разум - интуиция (основана на знании) 3 Смысл бытия – возрождение человечества. Ренессанс как цель. Нужно уничтожить: 1) грубое невежество масс 2) духовное опустошение и цинизм управл классов 3)г-во, которое не признает личность как самоценность Концепция познания. Цельное знание выступает как синтез науки, философии и веры. (Знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире- философией, о Боге- только верой.) Знание должно быть направлено на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира. В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала философия?» и приходит к выводу: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком». Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия всеединства, добра и его воплощений, богочеловечества. Должное содержание или смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах — в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами: 1) чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено; 2) полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает; 3) силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется. Именно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для добра как безусловного содержания. Его право и долг — оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него — существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества: 1) родовую форму; 2) национально-государственный строй; 3) всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества».
Есть всеединое первоначало всего существования или сверхсущее (Бог). Важнейшей составляющей бытия является человечество. Исходное первоначало бытия – это Сущее, Бог или Абсолют. Сущее не тождественно бытию(в отличие от пантеизма). Сущее как бы находится вне бытия, но при этом бытие есть проявление Сущего. Сущее невозможно постичь ни с помощью разума ни с помощью чувств, каждый из этих способов познания открывает только лишь какую то грань Абсолюта. Абсолют как целое постигается только с помощью интеллектуальной интуиции-во внутреннем опыте человека. Наше индивидуальное «я» есть конкретное проявление сверхчеловеческого Абсолюта. Познание нашего собственного «я» ведет к знанию о себе, и об Абсолюте. При этом происходит совпадение познаваемого и познающего, т.е. подлинное всеединство. То что мы познали благодаря вере, можно потом осмыслить с помощью разума. Весь внешний мир состоит из атомов-сил, на которые может разлагаться. Сами эти атомы неделимы. Они обладают динамической силы, внутренним стремлением к воздействию. Действую на субъект, она сами воспринимают это действие, а значит имеют некое представление об окружающей среде. Они не просто безличные силы, они есть существа (монады Лейбница) Проект соединения церквей. Создание теократической модели христианского государства. Видя в, национализме коллективный эгоизм, а в космополитизме - отречение народа от собственной, данной ему Богом души. Вопрос о взаимодействии культур понимает как их взаимопроникновение и взаимообогащение. Конечным моментом этих процессов должна была стать общечеловеческая синтетическая культура, основанная на гармоническом сочетании различных социально-исторических и культурных традиций. Историю культуры он понимает как развитие идеи всеединства.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |