АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема свободы и творчества в философских исканиях Н.Бердяева

Читайте также:
  1. I. Личные права и свободы.
  2. II-го Всероссийского открытого фестиваля детского телевизионного творчества «ДеТВора-2013»
  3. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  4. В каком обществе плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания человека и общества?
  5. В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора.
  6. В.В. Зеньковский о субъекте свободы
  7. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
  8. Вопрос 17. Принцип свободы предпринимательской деятельности
  9. Государство как гарантия свободы
  10. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы
  11. Де Кюстин так описывал время Николая: его отличает отсутствие свободы, всевластие чиновников, рабская психология и страх, сковавший общество.
  12. Закарія Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами.- М., 2004.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — философ и публицист.

В основе философии Бердяева — две «централь­ные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат сво­боды над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.

В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «кос­мос», идеальное бытие, где царствует любовь и сво­бода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека со­стоит в том, чтобы освободить свой дух из этого пле­на, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благо­даря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество нераз­рывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свобо­ды. Понять творческий акт — значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение че­ловека как существа, одаренного огромной творчес­кой мощью и в то же время вынужденного подчинять­ся материальной необходимости, определяет харак­тер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бер­дяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смыс- ле этого слова. Только соединяясь в любви, они об­разуют целостную личность, подобную личности Бо­жественной. Это воссоединение в любви есть одно­временно творчество, выводящее человека из миро­вой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы.

Говоря о предмете и характере философского по­знания, Бердяев подчеркивал трагичность положения философа. Внешний аспект этой трагичности он ви­дел во враждебном отношении к философии, обна­руживаемом на протяжении всей истории культуры. Философов, всегда составлявших небольшую группу в человечестве, не любят и чего-то не могут простить им теологи, иерархи церкви и простые верующие, ученые и представители разных специальностей, по­литики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, инженеры и техники, простые люди, обыватели. Вместе с тем он отмечает наличие религиозных притязаний в самой философии: «Великие философы в своем познании всегда стремились к возрождению души, философия была для них делом спасения». Источник драматиз­ма отношений философии с наукой Бердяев видит в универсальных притязаниях самой науки, связывае­мых им со сциентизмом. Однако «научная» филосо­фия, считает он, есть философия лишенных фило­софского дара и призвания — она выдумана для тех, кому философски нечего сказать. Философия воз­можна лишь в том случае, если есть особый, отлич­ный от научного, путь философского познания. Не­обходимое условие философского познания — фило­софская интуиция, а основа философии — опыт человеческого существования во всей его полноте.

 

центральными были этические проблемы: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Человек это двойственное существо, состоящее из тела и души, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела. Главная цель - трансцендирование, освобождение души из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Основное средство для этого — творчество. Способностью к творчеству человеческая душа наделена изначально, т.к. человек создан по образу и подобию Бога-Творца. Творчество и свобода неразрывно связаны: «тайна творчества и есть тайна свободы». С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем любовь понимается у Бердяева не только как духовная, но и как плотская. в круг обсуждаемых в науке проблем входят темы пола и половой любви, т.е. секса. мужчина и женщина, взятые в отдельности, сами по себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. И только соединяясь в любви (и духовной, и плотской), они образуют целостную личность, подобную божественной. Любовь — это всегда творчество, она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход человека из «царства необходимости» в «царство свободы». При этом для любящего раскрывается и творческая сущность любимого. Творчество, свобода, любовь — это достояние каждого человека, а не особо избранных мудрецов. Поэтому каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри себя и выйти в сферу истинного бытия или «царства Божьего»

Идея дифференциации (идеализации) свободы: 1.Первичная иррациональная свобода, 2.Свобода морального выбора, 3. Свободу любви к Богу и к его истине

Смысл жизни человека в творчестве. Творчество это создание чего либо нового, а не комбинации старого. Творчества не возможно без свободы.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)