|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовностьУ философии и религии забота о нравственном и духовном развитии человека должны быть приоритетны, хотя и у философов, и у священнослужителей «в семье не без урода». Собственные нравственная чистота от грехов и духовное богатство человека, для которого есть святое, идеалы, по которым делает жизнь свою и показывает пример для жизни других собираются и аккумулируются в произведениях философами и теософами из наблюдений за нравственностью и духовностью общества и возвращаются обществу. В переломные эпохи прогрессивные силы общества добивались успеха, отказываясь от засилья религиозных ценностей в пользу философских, в спокойные времена и они предпочитали религиозные. Но в целом духовно-нравственное развитие и здоровье общества всегда зависело больше от философских ценностей сильных и активных элит, чем от религиозных ценностей для пассивного консервативного подавляющего большинства. Даже под религиозными знаменами делая революционные преобразования герои тех эпох руководствовались философией переработанными ценностями новой нравственности и духовности, а религия их принимала со временем приспосабливая для защиты привилегий церковных и светских феодалов от опасной активности народа. У философии не накоплено за 2,5 тысячи лет никаких материальных ценностей, а если используются книги и вузы, то как места для ознакомления с духовными и нравственными сокровищами. Религии постоянно тайно и явно конкурируют между собой за храмы и святые места, иконы и мощи великомучеников, но прежде всего за землю и паству, покупающую свечки и несущую пожертвования, платящую десятину и т.д. Высшие иерархи каждой из церквей по доступным лично материальным богатствам превосходят правителей и самых богатых людей государств. Поэтому религиозная нравственность везде лицемерна, а духовность действительно святых служит материальному обогащению верхушки и обману легковерной паствы, чья нравственность и духовность дозируются. Социальные религиозные ценности - церковь как братство единоверцев, священные праздники, венчальные и погребальные ритуалы. Они служат утешению находящихся в стрессовом состоянии, являются средством коммуникации верующих друг с другом и с Богом, сплачивают единоверцев и разделяют верующих в разных богов, транслируют культуру, поддерживают нравственность и развивают духовность и образование, оказывают социально-психологическую и материальную помощь больным и бедным, поддерживают власть и искусства. Социальные философские ценности – это философские школы и направления не столько единомышленников и уж никак не единоверцев, сколько спорщиков по одним волнующим каждого проблемам. На философских конференциях каждого слушают уважительно-иронично, нет авторитетов учителей, а «ритуальна» нелицемерная любовь к врагам большая, чем даже к друзьям. Чем ожесточеннее баталии между философами, тем меньше потом прольется крови на полях сражений. Задача Философские битвы служат спасению не своей души, а общества в целом и в этой жизни. Собственно нравственные религиозные ценности изложены в 10 заповедях Моисея, Нагорной проповеди Иисуса, ряде сунн Корана, а духовные в текстах (Библия или Коран, священные книги буддистов, индуистов и пр.). Религия по-своему объясняет не только материальный мир, но и духовный мир. Духовность и нравственность языческих народов и философских школ приспособлена религией для нужд эпохи феодализма. Здесь нет нужды напоминать о собственно философских нравственных и духовных ценностях, о них весь учебник и масса дополнительной литературы. Поэтому подробнее следует остановиться на общем для разных религий мире религиозных ценностей. Мир религиозных ценностей сформировался в эпоху завершения перехода от собирательства к производству, которое было еще натуральным, аграрным, крестьянско-феодальным. В натуральном хозяйстве производится все основное большой семьей, соседско-родственной общиной, а покупаются в основном украшения. Аграрное натуральное производство делает человека чрезвычайно зависимым от природно-климатических условий, ищущим защиты сверхъестественных сил, ибо естественных даже всей общины, мира, церкви явно мало для того, кто целиком зависим от производимого на земле. Только страх перед не людским, а божьим судом мог заставить большинство обуздывать постоянно свои естественные, природные желания ради производственной необходимости. Покаяние за грешные мысли и дела на исповеди и в молитве с надеждой на любовь Бога и его помощь в делах стали обязательными религиозными ценностями. Совесть считается гласом Бога в душе, а от бессовестных Бог отвернулся, не оставив им ничего святого в душе. Религиозный человек должен быть аскетом, альтруистом, послушным и терпеливым, смиренным и покорным рабом Бога, но не людей. Все равны перед Богом и смертью, но на Земле строгая иерархия. Мирская жизнь подчинена церковной, поскольку в борьбе за увеличение земельного надела только церковь обеспечивает мир для сельхозработ и путь к спасению души в загробном мире. Духовно богатая жизнь важнее материального богатства, у верующего должен быть Бог в душе, царь в голове, служение отчему дому и краю родному. Не может искренне любить Бога тот, кто не научился любить и прощать близких, братьев и сестер своих по вере. Личное спасение и вознаграждение за выдержанные испытания в этой жизни будет в загробной. В религиозных учениях современного мира многое изменилось, хотя новаторской церковь не может стать в принципе, поскольку привязана к догматике веков возникновения данного вида религиозной веры. Основные ценности буддизма, иудаизма, христианства, ислама и других религий пересмотру не подлежат, они консервативны. Церкви в основном отвергали и отвергают предлагавшиеся в разные века философами как попытки вернуться к первоначальным ценностям и учениям, созданным для бедноты, а не первого сословия феодального общества, так и попытки модернизировать ценности, чтобы они были понятны и приемлемы для молодежи. Борьба церквей против абортов, патриархальное отношение к эмансипированной современной женщине вызывают непонимание. Зато работа с безнадежно больными, маргиналами, наркоманами, преступниками, инвалидами и престарелыми воспринимается позитивно. Стремление больше не противопоставлять науке священные писания, не ставить науку под контроль церкви находит понимание, а попытки влиять на политику и образование вызывают тревогу всех светских людей, поскольку это даже антиконституционно.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |