|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие. Свобода совести и экобиоэтикаМораль представляет собой совокупность групповых норм поведения для каждого члена малой или большой социальной группы. Требования группы не все могут быть оформлены в виде норм права, которые касаются уже преступлений, а не еще проступков. К ненаказуемому законом отклоняющемуся поведению достаточно и лучше применить санкции морали: остракизм (мы с тобой не играем, не разговариваем, не хотим иметь дела), высмеивание пороков (проявлений лени, лживости, дилетантизма или обскурантизма, злословия или любопытства и пр.). Мораль требует проявления к людям не обязательно дружественности и братской любви, но обязательно ко всем уважительности, а к определенным людям корректности, учтивости, любезности, тактичности. Мораль осуждает несдержанность, болтливость, эгоизм, а одобряет и поощряет тщательное выполнение обязанностей, хорошие манеры, справедливость. Справедливость не может пониматься одинаково разными людьми: бедные страдают от неравенства возможностей с богатыми, женщины - с мужчинами, дети - со взрослыми, малые народы с многочисленными. А богатым людям, мужчинам, взрослым, большим народам представляется неравенство более справедливым, чем равенство. С точки зрения уравнительности несправедливо распределены между людьми здоровье и красота, таланты и рост, земли и животный мир. Справедливость в первобытном обществе понималась как работа всех в общий котел, а в классовом обществе каждый ест свое и опирается на себя, а не общину. Из-за различия в понимании справедливости велись кровопролитные войны и тянулись бесконечные тяжбы в судах. Чтобы классы не уничтожили друг друга в борьбе за справедливое распределение, было создано право. Совокупность наиболее опасных для существования общества норм поведения получила законодательное оформление и поддержку государства. Если на охране норм нравственности лишь совесть, а норм морали лишь общественное мнение, то на охране норм права следственные органы и прокуратура, суды и исправительные учреждения, армия работников министерства внутренних дел и добровольные объединения по поддержанию порядка. Прежде всего, все эти институты созданы для применения узаконенного насилия к тем, кто применяет насилие противозаконное, но где когда были законы справедливы к бедным, слабым? Прав по закону всегда оказывался тот, у кого больше прав или денег, на планете пока царит узаконенное право сильных мира сего. Не видеть, что мы живем в мире постоянно растущего насилия и постоянно растущего противодействия ему может лишь тот, кто «надел на глаза шоры». Но «тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут»(С.Ежи Ленц). Насилие может порождать цепную реакцию ответного насилия, а может и превращать рецидивы уголовных и должностных преступлений в редкость, случайности, если общество высоконравственно и мораль действенна. Мы живем в эпоху кризиса нравственности, морали и права, когда опыт ненасильственного решения спорных вопросов за столом переговоров путем компромиссов где утрачен или утрачивается, а где еще не накоплен. Общий кризис культуры в связи с обострившейся борьбой за мировое господство и переделом собственности на оставшиеся ресурсы планеты напоминает всем, что нравственный прогресс, особенно вооруженность ненасильственными средствами воздействия даже на насильников первостепенны. К нравственным ценностям относят неписанные правила поведения человека, которые он сам себе устанавливает в соответствии с нормами групповой морали, права и прочими социальными отношениями. К нравственным ценностям относятся умение не терять человеческое достоинство, стремление к высотам культурности и духовному богатству, превращению способностей в талант, жизнестойкость и жизнелюбие, пытливость и трудолюбие, коммуникабельность и скромность, совестливость, порядочность и чувство ответственности, благодарность и мужество, самостоятельность, быть человеком долга и чести, умение пользоваться имеющимися свободами и зависимостями, и т.д. Иерархия нравственных ценностей в течение жизни меняется в соответствии с появлением новых и утраты прежних смыслов жизни и целей, которые ставит перед собой человек. От достижимости подлинных нравственных ценностей зависит счастье человека, удачливость его, ценность его жизни, авторитет, статус в различных социальных группах, в которых выпало жить. При дезориентации в мире нравственных ценных и подмене подлинных мнимыми мы видим неизбежную расплату до Страшного суда своей судьбой и детьми. Во «Всеобщей декларации прав человека» и в конституциях стран, включая Россию, закреплена статья о свободе совести, то есть самому человеку выбирать любое вероисповедание или атеизм, право менять убеждения, исполнять не изуверские обряды, право религиозной или атеистической деятельности в рамках закона. Нарушения свободы совести караются законом. Но свобода совести не сводима только к свободе вероисповедания, а включает в себя и свободу выбора жизни по совести, работая даже на продажу на совесть, добросовестно, как для себя, или жуликовато некачественно, чтобы скорее опять пришел покупать или чинить, лечиться или учиться к тебе, став зависимым от тебя и обогащая тебя стабильно. Кто развил в себе совестливость, кому стыдно обманывать и халтурить, кто знает угрызения совести, тот имеет много таких подлинных свобод, о которых и мечтать не смеет тот, кто живет в самооправданиях и самообманах. Умение дружить с совестью делает нас защищенными даже в тех случаях, когда грешны лишь еще в помыслах, но на деле не позволим себе так оступиться. Судьба потерявших совесть или даже не родивших ее всегда незавидная, жуткая: гибель в одиночестве, когда безжалостно, лишь с проклятиями или усмешкой проводят близкие, радуясь, что избавились, наконец, от мучителя, что сам не жил, и другим не дал жить радостно. Экобиоэтика – это философское учение об этичном отношении к «братьям меньшим», ко всей фауне и флоре, даже к неживой природе, но прежде всего к высокоразвитым животным и среде нашего общего с ними обитания. Земля – наш общий дом, мы связаны цепями питания, психологически, конкуренцией за еду и дома, места и условия отдыха. Не обязательно быть веганом или вегетарианцем, но мясоеды не должны быть невежды к условиям содержания пока еще живых животных и птиц, как одомашненных, так и к добываемым небраконьерскими охотой и рыбалкой. Надо разорять цирки и зоопарки, где нет нормальных условий, а живодеров судить как за преступления против людей. Полу дикие племена в Африке дружат с крокодилами, а в Испании все еще развлекаются корридами, ссылаясь на традиции. На Северном полюсе люди одеты и обуты в кожезаменители, что качественнее, теплее натуральных мехов и кож, а особенно богатые любят все натуральное, а сколько зверьков уходит на их шубки? Совесть должна побудить нас разорять губителей природы тем, что их продукцию не будем брать, а будем раскручивать спросом производителей экобиоэтичной продукции, меняя традиции, которым уже нет оправдания. Ведь даже нравственности нам ох как надо учиться у коллективных животных и птиц, даже насекомых, но особенно у приматов, у которых нередко и совесть более развита, чем у большинства людей, опустившихся и потому, что гадят где попало за собой не убирая, калечат и убивают раньше, чем подумают, а зачем? Свобода совести предоставляет нам выбор бережно и человечно, хотя бы зря не вмешиваясь относиться к листику и муравьишке, или оборвать их жизнь от нечего делать. Стараться неизбежный мусор утилизировать или хотя бы зарыть, или бросить окурок, не засыпанное землей кострище, от которого начнется еще один лесной пожар.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |