|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смыслЦенность – это то, что дорого, значимо для человека; это не природное свойство чего-либо (предмета, события, явления), в ней отражено отношение индивида к предмету, событию, явлению. Ценности различаются по содержанию (истина, удовольствие, красота, власть и т.д.); по знаку: положительные и отрицательные (добро – зло, наслаждение – страдание, польза – вред). Ценности могут быть материальными и духовными. Также индивид старается соотносить своё бытие с идеалами. Идеал (лат. idealis – вид, образ, идея): 1) высшая степень ценного, наилучшего, завершённое состояние какого-либо предмета, явления (идеальный вид); 2) индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качеств, способностей. Идеалы выполняют очень важную функцию в жизни человеческого общества, ориентируя её на совершенство. Ценности также являются своеобразными «маяками», помогающими людям идти в нужном направлении. В разные эпохи та или иная ценность становилась приоритетной (главной). Всем хорошо известна триада ценностей: добро / благо (Античность и Средневековье) – красота (Возрождение) – истина / знание (Новое и Новейшее время). У каждого человека есть собственная иерархия ценностей. Что-то мы ставим на первое место, а что-то располагается нами в самом конце списка. Поэтому различают высшие и низшие ценности. На протяжении всей истории философии высшими ценностями считались: добро, свобода, счастье, смысл жизни. Добро – положительная ценность, характеризующая намеренные действия человека, совершённые свободно и ориентированные на идеал. Антиподом добра выступает зло. По поводу соотнесённости добра и зла существуют разные точки зрения. Согласно одной, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. Данная концепция называется дуализмом (наиболее ярким выражением религиозного дуализма выступает манихейство). Согласно другой точке зрения: как на Земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так и добро со злом, взаимосоотнесённые, определены в отношении третьего. Добро представляет собой путь к абсолютному добру – к Божеству, зло же есть отпадение от Божества (так учат большинство религиозных нравственных учений). Существует концепция, абсолютизирующая зло (сатанизм). Свобода – это характеристика действия, совершенного: а) со знанием и учётом объективных ограничений; б) по собственному произволению, не по принуждению; в) в условиях выбора возможностей. Нередко в качестве синонима слову «свобода» используют понятие «воля». Воля – это: а) свобода от рабства, от крепостного состояния; б) данный человеку выбор в действиях и поступках; в) отсутствие неволи, принуждения; г) сила, власть, могущество; д) простор в желаниях, вожделениях. И в тоже самое время – воля – это свое-волие и про-извол. Понятия «воля» и «свобода» – неоднопорядковые. Воля – всегда для себя, а свобода без уважения к чужой свободе невозможна. Необходимо также различать свободу внутреннюю и внешнюю. Человек, закованный в цепи, может быть внутренне свободен, когда его сжигают на костре. А иногда мы становимся рабами самих себя – привычек, интересов. Моисей 40 лет водил израильский народ по пустыне, чтобы изжить это внутреннее рабство. Таким образом, свобода есть определение человека не столько извне, сколько изнутри, из духа. Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью в целом, включающее: а) эмоциональные переживания (радость, веселье, удовольствие и т.д.); б) оптимистическое мироощущение; в) моральную оправданность (угрызения совести и опасность разоблачения – так или иначе отравляют счастье; если человек добивается собственного счастья за счёт других или в ущерб им, такое счастье «счастья не принесёт», недаром говорят, что «на чужом несчастье счастья не построишь»); мимолётность (во-первых, индивид никогда не останавливается на достигнутом, во-вторых, на смену эмоциональному подъёму, рано или поздно приходит спад). Существуют различные мнения о счастье: 1. Счастье зависит от судьбы (детерминистский подход). Древнегреческое слово «эвдемония» дословно обозначало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Древняя мифология представляет жизненный путь индивида предопределённым. В греческом пантеоне царствует богиня Ананке – необходимость, подчиняться которой обязаны даже высшие олимпийские боги. Судьбу изменить невозможно. Большая часть древнегреческих мифов построена как раз на противостоянии благих намерений и жестокого рока. Так царю Эдипу было предначертано убить отца и жениться на собственной матери, т.е. нарушить два самых строжайших запрета; Медее – лишить жизни своих детей. Но некоторым выпадает более счастливая доля: например, Гераклу удалось совершить его знаменитые 12 подвигов и войти в сонм бессмертных небожителей, т.е. стать одним из олимпийцев. В данном случае счастье выступает как удача, «счастливый случай», фортуна (лат. fortune – судьба). Римская богиня Фортуна изображалась стоящей на неустойчивом колесе, поворот которого отмерял людям счастье или несчастье. Древнерусские парные богини плодородия – Рожаницы изображались одна со смеющимся лицом, другая – с плачущим. От того, каким ликом повернётся к новорожденному богиня, зависела его судьба – счастливая или несчастливая. Русское слово «счастье» имеет корень «часть», что ранее означало: «удел», «участь», «судьба». Русские люди говорят: «выпало счастье», «счастливая доля», «посчастливилось», подразумевая дар самой судьбы. 2. Счастье в удовольствиях (гедонистический подход). В. Татаркевич говорит: «Счастье – это сад, а удовольствия – деревья в нём»[1]. Древнегреческий философ Аристипп полагал, что критерием истины являются ощущения, которые сводятся к чувствам удовольствия и страдания. Длительное наслаждение первыми и избегание вторых приводят к счастью. Другой античный философ – Эпикур видел счастье в разумном наслаждении. Английский философ XVII в. Т. Гоббс предложил целый список удовольствий, составляющих счастье: здоровье, умение, доброе имя, власть, благочестие, доброжелательность, злорадство, память, воображение, ожидание, общение и утешение. 3. Счастье в обеспеченности внешними благами – деньгами, властью (потребительский подход). Ещё Аристотель заметил, что счастливый человек должен, по крайней мере, «жить, не нуждаясь». Социологические опросы показывают, что обеспеченные люди чувствуют себя более счастливыми, чем бедные. Многие видят счастье не просто в наличии денег, а в богатстве. Часто слышим: «Счастье не в деньгах, а в их количестве». Однако, как правило, богатые люди ещё более несчастны, чем бедные. Т. Шевченко по этому поводу писал: «Не завидуй богатому, богатый не знает ни приязни, ни любви, он всё нанимает…». Таким образом, хотя материальные блага в определённой мере и способствует счастью, богатство не гарантирует его. Не является гарантом счастья и наличие у человека власти. Власть делает индивида более свободным, наделяет его дополнительными привилегиями, но в то же время – и повышенной ответственностью. В XIX-XX вв. получает распространение нигилистическое понимание счастье, отрицающее возможность его достижения (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, М. Хайдегер). Жизнь и её смысл. Право на жизнь – одно из трёх естественных, неотчуждаемых прав человека, названных Т. Гоббсом и Дж. Локком (два других – на собственность и на свободу). Практически для всех людей (за исключением тех, чья деятельность сопряжена с постоянным риском, например, пожарные, МЧС-ники) в их иерархии ценностей на первом месте стоит жизнь. Мы любим жизнь и боимся смерти. Смерть человека при всей своей неизбежности трагична. Но ещё более она страшна, когда жизнь прошла напрасно. В жизни должен быть смыл, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Смысл жизни – понятие, раскрывающее самоценное значение человеческой жизни, её нравственную оправданность. Пессимистический подход рассматривает жизнь как трагедию человека в мире одиночества, страха и страдания. Натуралистический подход выводит смысл жизни из естественных законов самой жизни – стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдемонизм), пользе (утилитаризм), выгоде (прагматизм). Авторитарный подход в определении смысла жизни выходит за рамки, как индивида, так и жизни в целом; он основан на абсолютных ценностях – идее, Боге. Русский философ Франк утверждает: «Христос есть путь, истина и жизнь и именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни»[2]. Указанные подходы – перспективные (в них определяется смысл жизни человечества и человека как такового), субъективная же теория рассматривает смысл жизни отдельного человека, цели его бытия. Отечественный философ Н.Н. Трубников пишет: «В том-то как раз и заключается дело, что жизнь… не обладает никаким смыслом, помимо того, какой мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами бытия придаём ей»[3]. Австрийский философ и психолог В. Франкл указал три направления поиска этого смысла: творчество (созидание и самосозидание), переживание (восхищение красотой, добром, правдой), отношение (оптимистическое восприятие мира). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |