|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прагматика милосердия: любовь и милосердие; альтруизм и эгоизмЛюбовь – понятие многоплановое, имеющее разные оттенки. Если в русском языке «любовь к родине», «любовь к знанию», «любовь к Богу», «любовь к детям» («материнская любовь»), «любовь к женщине», обозначаются одним и тем же словом, то в греческом языке существуют специальные термины, выражающие тот или иной оттенок, смысл любви. Так, эрос – чувственная любовь-страсть, телесное влечение. Агапе – рассудочная любовь, любовь долг: природное влечение, преображённое идеей разума (например, любовь к человечеству или любовь к справедливости). Сторге – также любовь общего характера, что и агапе, но обладающая более выраженной личной склонностью, симпатией (например, любовь к профессии, к тому или иному жанру искусства и т.п.). Мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения (маниакальная любовь к кумиру). Людус – гедонистическая любовь-игра, «прилюдная» любовь, не отличающаяся глубиной чувств и легко допускающая предательство и измену. Прагма – рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся контролю любовь по расчёту. Елеос – любовь-сострадание, жалость. Филия – любовь-дружба, дружелюбие, дружеская привязанность. Чтобы правильно понять смысл этого слова, необходимо иметь в виду то, как древние греки относились к дружбе. На вопрос о том, что есть друг, Аристотель ответил: «Одна душа в двух телах». По словам Эпикура, «благородный человек более всего занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, а другая – бессмертное». Отличие любви-дружбы от всех других видов любви в том, что она по самой своей природе не может быть односторонней, как любовь – «эрос», любовь – «агапе», любовь – «элеос» и др. Один человек способен вожделеть, пылать страстью, сострадать, жалеть, другой же при этом способен оставаться равнодушным или пассивным. Но дружить можно только взаимно. Дружба изначально предполагает взаимообразие чувств. Не случайно древние греки считали, что дружба возникает между родственными по природе душами. Греческое слово «phileo» в чём-то сродни русскому понятию «братская любовь», которое сочетает в себе ответственность, заботу, уважение, знание другого человека, желание продлить его жизнь, способствовать его благополучию. Братская любовь по смыслу также близка христианской любви к ближнему. В Библии говорится о том, что любовь «всё прощает, долготерпит, милосердствует…». Вообще слово «милосердие» и в Ветхом, и в Новом Заветах встречается чаще нежели любовь. Христианское милосердие можно выразить несколькими словами: «надо делать добро и отвращать зло». На уровне принципиального этического рассуждения этого достаточно, но для человека, стоящего перед нравственным выбором, маловато будет. В каких-то обстоятельствах надо дарить, но в других, наоборот, брать: дарить благо и принимать чужое бремя. Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие – многотрудная задача: во-первых, оно может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может им восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство (таким образом, милосердие может создавать впечатление о неравенстве между тем, кто совершает благодеяние, и тем, кто его принимает); во-вторых, милосердие творится одним человеком другому, а понимание другим собственного блага может отличаться от понимания блага тем, кто оказывает помощь (поэтому непозволительно навязывание блага другому); в-третьих, милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие требует не только самоотверженности и не просто доброжелательности, но и понимание другого человека, сострадание ему, а в совершенном своём выражении – деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что милосердие опосредовано служением. И этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. Эгоизм (лат. ego – я), или себялюбие, – древнейшая особенность жизни. Разумный эгоизм предполагает: а) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) что разум позволяет выделить из общего объёма побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес. Противоположностью (антиподом) эгоизма является альтруизм (лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |