|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Любовь, как основа семьиЛюбовь-чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Любовь самое необъяснимое чувство человека, которому посвящено множество томов поэзии и прозы, но так до конца и не понятое. Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существует нечто если не математически точное, то нравственно непреложное бесспорное; несмотря ни на что существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей. Иначе это и не было бы опытом, то есть миром отвоеванным у хаоса. Любовь пытаются понять, систематизировать, загнать в рамки ответить на вечный вопрос - почему люди любят. Но это невозможно и чтобы понять например любовь Петрарки к Лауре - «заурядной жене» имевшей 11 детей! - надо углубиться не в архивы, в потрясающий опыт человека. О том кто любит говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным. Мне кажется точнее было бы утверждать,что этот человек видит в окружающем мире новые реальности. В этой работе я попытаюсь поразмышлять о любви,используя для этого труды известных философов. Поэзия - от легендарной Сафо до нашего Николая Заболоцкого - подтверждает: истинной любви более,чем точным наукам дано открыть эту новую реальность - родство между нашим существом и звездами горящими на небе.Но влюбляясь в молодость и красоту как же быть дальше,когда стареет любимый человек,седеют волосы,морщинами покрывается лицо,тяжелеет походка. И опять я обращусь к идеальной любви Лауры и Петрарки.Неужели не замечал он,что она постарела и увяла! Замечал и испытывал к ней нежность и боль,не сравнимые ни с одним из чувств не только в старой рыцарской любовной лирике,но и в его собственных сонетах.Эта нежность и боль выше бессонных ночей,когда он шептал ее имя. Когда она умерла ей было за 40. Петрарка видел ее незадолго до «черной чумы» и он любил ее, как никогда раньше- постаревшую.Он любил ее на расстоянии, он ее идеализировал. В любви неизбежна идеализация! Это утверждение стало общим правилом.Но в отличии от многих общих правил, которые существуют пассивно, вне нашего сознания, убеждение что «в любви неизбежна идеализация» существует не вне нашего сознания и не пассивно. Да, любящий видит в любимом то,чего не видят окружающие их,«не ослепленные любовью», люди. Они видят уголь, он - алмаз; они -«ничего особенного», он чудо из чудес. Он не замечает иронических улыбок искушенных жизнью мудрецов, понимающих чем кончится этот «эмоциональный шок» любви. Им то мудрецам отлично известно,что рано или поздно чудо из чудес станет опять заурядным существом и тот кто сегодня растроганно ловит малейшее изменение в выражении ее губ тоже иронически улыбнется - над собой. И вот наступает день.Покров сотканный из солнечных лучей падает,чудо из чудес подергивается серым пеплом,алмаз становится углем. «В любви неизбежна идеализация»- это объясняет, успокаивает,это ослабляет боль утраты.Если идеализация, то собственно что же утрачено: мечта мираж? Идеализация в любви- сон наяву. Стоит ли оплакивать сны? Существует традиция рассматривать любовь, как нечто относящееся безусловно к области стихийного и бессознательного, чем управлять кощунственно да и невозможно. Она сама по себе рождается,она сама по себе уходит. Высшим выражением пафоса иррациональной мощи любви - в литературе и искусстве - была Кармен. Но и в обыденной жизни этот пафос торжествует: менее величаво но не менее упорно. Единственной на моей памяти попыткой направить эти волнующиеся неуправляемые воды в «точное каменное русло» был трактат «О любви» Стендаля, но недаром он при жизни писателя разошелся лишь в нескольких экземплярах да и сегодня не стал нашим настольным томом. Мы считаем, что первая любовь это удел детей. Но что делать если первая любовь пришла, когда ему было 43 а ей 40. Он- Дени Дидро, она- Софи Волан. О ней нам почти ничего неизвестно, не сохранилось и ее портрета. Ее портрет украшал оборотную сторону титульного листа любимого им томика Горацио. Но как известно вся библиотека Дидро была куплена Екатериной 2 и поэтому этот томик затерялся теперь в недрах книгохранилища. А если бы ее портрет нашелся,то после первого чувства острого любопытства,не испытали бы мы легкое удивление: это она? Мы испытали бы это удивление не потому что возлюбленная Дидро была некрасива или неочаровательна, а потому что в 18 веке во Франции утвердился тип женской красоты,очарование которого, заключалось в игре изменчивости, подвижности лица, отражающего жизнь души.Эта красота - почти бестелесная, с неправильными чертами лица - показалась бы неверное несерьезной в тяжеловато-помпезном 17 веке и неглубокой в середине 19 века. В 18 же она утоляла потребность человеческой души в новой искренности и новой естественности. Этих некрасиво - красивых женщин любили с веселой самоотверженностью и трезвым безумием с рыцарской верностью и тысячами сумасбродств. Но вернемся к потерянному портрету Софи Волан. Желание увидеть хотя бы мысленно лицо женщины, которую любил Дидро мы можем,увы,утолить лишь общими рассуждениями о типе женской красоты в 18 веке.Чтобы лучше понять этот тип - с неправильными, подвижными,мелкими чертами лица, часто изрытого оспой, как у возлюбленной Д 'Аламбера Юлии Леспинас - вообразим для контраста Венеру Милосскую: ведь более далекого от античного идеала типа женской красоты, чем в 18 веке мир не видел.И это был век когда любили как никогда! В образах античной красоты живут великие мысли, а не великие чувства! Это больше идея женщины, а не она сама. Шекспир,написавший в сонете о любимой: «Ты не найдешь в ней совершенных линий...» бесхитростно объяснил тайну любви: она любит не то, что совершенно, она сама делает совершенным, то что любит. Она открывает человека, как чудо и делает это чудо реальностью. Она величайший из алхимиков, делающих чистое золото из самых недрагоценных материалов. Типы красоты менялись из века в век,потому,что возрастала усложнялась тоска человеческого сердца по пониманию и нежности и то что утоляло ее в 15 веке не могло утолить в 18. А то что утоляло в 18 было в 19 не нужно. Если бы римляне эпохи поэта Катулла могли увидеть женщин Модильяни, то вероятно сочли бы их уродливыми, наподобие чужих богинь. Нам кажутся некрасивыми, изваянные с мелочной точностью римлянки того времени - мы не чувствуем в них душу. А Катулл одну из них безумно любил и посвятил ей бессмертные стихи о любви. И если к полотну Модильяни, римлянин эпохи Катулла подошел с его стихами женщина на полотне показалась бы ему некрасивой. Типы красоты менялись быстрее чем человеческое сердце,поэтому возможна великая общность людей искусства в любви и истории. Но люди 18 века отнеслись к этой поздней любви назидательно и строго, разлучив любящие сердца, õîòÿ âåê ýòîò áûë âîâñå íå òàê íðàâñòâåííåí,êàê õîòåë êàçàòüñÿ достаточно вспомнить,что творилось при дворах монархов того времени. К концу жизни они соединились и жили вместе и даже в 65 старой женщине он видел свою возлюбленную красивую и молодую. Он доказал что для истинной любви возраст не помеха,а лишь крепость чувств. В 1818 году в жизнь Стендаля вошла великая любовь к Матильде Дембовской. В 1817 году вышла его книга «Рим Неаполь и Флоренция». Он не любил когда писал эту книгу, но его душа уже была открыта для великого чувства. И ниже пойдет речь не о любви,а о том долюбовном состоянии человеческого сердца без, которого подлинная любовь немыслима.Осматривая достопримечательности Милана, он отмечал,что «переживал замечательные мгновения» особенно,когда осматривал Миланский собор. Лишь человек способный переживать подобные мгновения может испытать и великую любовь. Что- то ему конечно и не нравилось и он искренне говорил об этом итальянцам,он не умел быть не искренним. Позднее первый раз в жизни истинно полюбив,он открыл, что и в любви малейшая неискренность за себя мстит. Книга «Рим Неаполь и Флоренция» замечательна тем,что описывает душевные состояния одинаково естественно рождающиеся в человеке и под влиянием большого искусства и под влиянием большой любви. В Милане он ведет жизнь бездельника - ходит по городу заглядывает в мастерские художников...Зайдя как - то в мастерскую одного известного художника - портретиста,запечатлевшего лики красивейших женщин Милана он восхитился артистически - гордым ломбардским типом красоты. В будущем этот тип ломбардской красоты,особенно замечательный нежным и меланхолическим выражением лица, одарил его не одной лишь радостью, но и страданием потому, что Матильда Дембовская не любила его и его неразделенная любовь к ней была сильнейшим счастьем - несчастьем его жизни. Стендаль исследует душу способную на великую страсть - собственную душу, он показывает ее нам в состоянии до – любви, но нам известно какой она была в состоянии любви- страсти. Стендалю хочется любви, хочется действий в любви. Он хочется сражаться на дуэлях за свою возлюбленную, хочет отстаивать право своей единственной называться королевой красоты. Молодой 20 лет он пишет сестре Полине из Парижа: «Жалки и достойны сострадания холодные сердца, открытые только для науки! Что мне пользы знать, что земля вращается вокруг, солнца если изучение этих вещей заставляет меня терять дни дарованные для наслаждения! Немало людей одержимо этим безумием, но мы не последуем их примеру!.» Он хотел любить и поэтому сердце его жадно открылось для любви, пусть даже и неразделенной. Он ездил за ней по Италии и Франции, стараясь ни на минуту не покидать ее, следуя за ней, как верная собака. Но всегда ли человек ждет любви как высшей благодати, всегда ли его сердце открыто для любви, всегда ли человек верит в нее. Вот выдержка из одного письма: «Любовь это почти всегда могущественная иллюзия, волшебное зеркало! Счастлив тот, кто умеет подчинять и направлять чувства любви, кто никогда не покоряется ее внушениям... В большинстве случаев любовь - источник несчастья.» Автор этого письма Мари Ролан - в юности любовь отвергавшая, как чувство недостойное господствующего места в жизни человека. Это отношение к любви было странно в любвеобильном галантном 18 веке. Это письмо написала женщина, чья душа потом испытала сильнейшую страсть, чей опыт любви вошел в общечеловеческую сокровищницу чувств. Галантный век - век любовных писем, маскарадов, интриг, чувствительности стал уставать от игры в любовь; столетие подобно человеку, утомленному развлечениями, начинало мечтать о великом серьезном. Утомленность от игры в любовь растворялась в воздухе, часто порождала у нового поколения неприятие любви. Кроме того, Мари была единственной дочерью богатого коммерсанта и его единственной наследницей, поэтому руки ее искали с раннего детства люди, одинаково безразличные ей. Вокруг странного сердца Мари, мыслящей и загадочно - холодной девушки постепенно собираются молодые и не совсем молодые люди, многие из них по - настоящему увлекает красота и умственно - нравственное богатство молодой девушки. Это был некто Лабланшери, чье имя было бы давно забыто, если бы им не увлеклась эта замечательная женщина. Сначала это было восторженно - сентиментальное настроение, сменившиеся потом подлинной трезвой любовью. «Страстно - душевное волнение мое улеглось незаметно любовь не оставила меня, только чувство это так срослось с моей душой, что волнует меня так же мало, как чувство любви к родителям.» Мари противится любви всем сердцем, пытается совладать с ней, она начинает судить свое сердце еще более решительно. Она начинает жалеть Лабланшери, но уже ничего не может с собой поделать и вместе с тем смеяться над ним. Чувство юмора, развитое в ней сильней,чем любовь убило эту увлеченность. В тот период ее жизни любовь к мудрости настолько сильнее любви к тому или иному человеку, что помешательство угрожать лишь со стороны философии, которой она все больше увлекается. Но Мари родилась женщиной и любовь не может обойти ее страстное сердце. Она знакомиться с Жан - Мари Роланом. Она увидела в нем мудреца - философа, он показался ей удивительным человеком и она окрестила его именем античного мудреца Фалеса. Они начинают переписываться, вернее обмениваться цитатами и философскими формулами. Наконец встретившись в Париже, Мари дает понять ему, что хочет любви настоящей и верной,она требует от него ответа. Они женятся и соединяются в мире любви; забыты Плутарх, Руссо и Монтень;воцаряется покой и семейный уют. С самого начало семейной жизни Мари Ролан уходит в повседневность и обыденность с тем увлечением, с которым раньше она углублялась в философию. Но во все эту идиллию врывается Французская Революция и в Мари проснулась и страстно заговорила ученица Плутарха, Монтеня, Руссо. Из Лиона она пишет пламенные патриотические письма парижанам, которые никогда не посещали ее маленький философский салон. Она воодушевляет их на то,чтобы возродить идеалы античной республики. Она наблюдает за выступлениями поклонников Руссо и Плутарха и замечает среди них имя Банкаля, пишет ему романтически - политическое письмо,и вызывает у Банкаля желание познакомиться лично; он едет в Лион. И начинается новый период в жизни Мари - роман в письмах. Банкаль пишет письма не лично Мари, а семье Роланов, в котором не скрывает что пламенно любит Мари. Но романы в письмах живут лишь в письмах и очень быстро исчезают вовсе, как и произошло с Мари и Банкалем. Она опять углубляется в политику и семью до встречи с Франсуа Леонардом Бюзо - деятелем партии жирондистов, близкими к Роланам. Это был мучительный период в ее жизни, потому что любовь - страсть к Бюзо вызывает в ней тяжелую борьбу между любовью и долгом перед мужем. Мари Ролан попадает в тюрьму и это усугубляет ее страдания, так как теперь она не может видеть свою последнюю любовь(свидания политическим преступникам были запрещены). В своих письмах из тюрьмы она утешала Бюзо. Узнав о ее казни Ролан заколол себя в лесу, позднее в том же лесу покончил с собой и Бюзо. Говоря о любви великих философов нельзя пожалуй не рассказать о последней самой замечательной любви Байрона. Это была Тереза Гвиччиоли, с которой он познакомился в Венеции за 4 года до последнего путешествия по берегам Эллады. Ей было тогда 16, ему не более 30. Любовь к Байрону была для юной Терезы событием, которое изменило все ее существо - и душу и образ жизни.Об этом она с детской откровенностью написала ему в первом же письме, с острой болезненностью переживая первую разлуку, когда была вынуждена с мужем 1819 года вернуться из Венеции в Равенну. Они страдают оба еще тяжелее переживая, то что вынуждены скрывать свои чувства.Байрон был для нее наркотиком без которого она тяжело заболела и слегла. Позабыв обо всех осторожностях мчится в Равенну. Выздоровев она уезжает с мужем в его поместье поправить здоровье и Байрон опять едет за ней. Он ежедневно посещает ее, водит гулять, читает ее любимые книги. Но Тереза любит не только Байрона,также страстно она любит и Италию и не соглашается вместе с Байроном уехать в Элладу. Он уезжает один, но каждый день посылает письма «своему маленькому ангелу». Ради своей любви Тереза разводится, когда муж узнал обо всем и уезжает в Англию к любимому. Возвратившись все таки в Италию Байрон опасается кровной мести со стороны бывшего мужа Терезы. Но муж оставил их на растерзание слишком «строгой и нравственной» общественности. Их счастье не было долгим,так уж устроено человеческое сердце,оно способно испытывать любовь не один раз и уже через год после их соединения Байрон встречает свою первую любовь Мэри Дафф и остается с ней до своей смерти. «Тайна сия велика есть...»- повторяем мы порой старинную возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично... А это действительно тайна. И она в самом деле велика. Эта тайна явственно живет в письмах к невестам, она пульсирует в них,как живая. Читая письма выдающихся людей к невестам,испытываешь особое волнение потому, что нам известно то, что было им неведомо,когда они писали. Нам известно, что будет потом с ним и с нею. Тимофей Николаевич Грановский до последних дней видел в свой жене невесту. Со своей первой любовью он познакомился не одном из балов в Москве. Девушка была очень богата она ему нравилась, но этот странный человек рассудил: для того чтобы жениться на богатой надо любить ее гораздо больше. Он и полюбил по - настоящему через несколько месяцев. Когда старшая сестра, узнав о его желании жениться, написала ему о том, что и он и невеста его бедны, Грановский ответил: «Я не создан для богатства»
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |