|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кьеркегор
Билет № 1. Постклассическая философия второй половины XIX века (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор). ПЫРЬ! 1 ПЫРЬ! 7 Кьеркегор Одно из ведущих направлений европейской философии 19-нач 20 века- ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Понятие "жизни" как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся от "материи", от "духа". По мнению Шопенгауэра ( субъективный идеалист )- в основе бытия лежит " воля к жизни ", которая получает свою реализацию в бесконечном множестве форм ("объективаций"). Воля к жизни бесцельна, не имеет оснований и меры => она источник борьбы между различн ее объективациями, каждая их которых стремиться к абсолютному ее господству => порождает войну "всех против всех". Жизнь- трагедия, тк человек одержим различными желаниями и стремлениями, выход- минимизировать страдания, 2 способа: 1- эстетический (созерцая какие-то предметы, получ эстетическое наслаждение) 2- подавление воли в жизни (быть альтруистом по отнош к другим, аскетом- по отнош себе) Мир - явление или представление в сознании, согласно Канту. Ницше - последователь Шопенгауэра (в начале) Мир - постоянное становление, заменяет понятие "становление бытия" понятием "бытие становления". становление- чистое и непрерывное движение. сущность бытия -"вечное возвращение ", повторение того, что уже существовало (поэтому бытие бессмысленно). вещь- момент устойчивости в хаосе становления. В основе мира- воля к жизни проявляется к воле к власти. человек - прежде всего тело, но существует и иерархия, где высшим является интеллект (он необходим для сохранения низших жизненный способностей и инстинктов, не способен познать мир, он его схематизирует в той мере, в какой это нужно для практических потребностей человека). Переоценка ценностей: христианство портит человека, подавляя важнейшие инстинкты, защищает слабого. но "в наше время бог умер", след, появился "сверхчеловек". право на существование имеет только сильный. Кьеркегор 1- философия должна заниматься изучением не абстрактоного индивида, а конкретного 2- нужно изучать с тз экзистенции: · эстетический тип экзистенции- " отчаяние возможного "- эститеческой значимостью обладает только возможное, о котором мы мечтаем, а не наступившее действительное (желание избавиться от собственного "я", обрести какое-л иное · этический тип- "отчаяние- вызов"/ "мужественное отчаяние "- желание быть самим собой, но при этом человек опирается только на свои силы, не обращается к Богу ("я"- результат сознательного свободного выбора, а не результат случайных обстоятельств) · религиозный тип- " абсолютное отчаяние"/ "экзистенциальное отчаяние "- оставляет человека наедине с Богом,а не миром или собой ("я" открывает абсолютную сводобу, что находит свое выражение в страхе, отчаянии (из-за своей смерности, неумении правильно распорядиться своей свободой, можно придти к вере) отчаяние- преимущество человека над животным, знак "величия духовности" Постклассика - фил. направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую философию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, Ф.Ницше, К.Маркса, С.Кьеркегора, О.Конта. Немецкая классическая фил. максимально полно для своего периода объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с позиций идеализма. Постклассики представили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической фил. они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку. Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиций идеализма догегелевского периода, например, платоновского и найти новые подходы в рамках старого доклассического идеализма. Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина истолкованная подобным образом не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы-постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм. Для филос конца 19-нач 20вв характерно: 1 ПЛЮРАЛИЗМ в философском мышлении (филос представлена разнообр филос направлениями, концепциями, школами. С развит науки, культуры, философии, все новые и новые объекты становятся предметами ее изучения, а это влечет увелич филос концепций и теорий: филос науки, жизни, политики, техники, культуры) 2 ТОЛЕРАНТНОСТЬ (разл школы и напр терпимо относятся друг к другу и не вступ в резкое противоборство между собой) 3 ИНТЕГРАТИВНОСТЬ (интеграция с естественными гуманит науками) 4 АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (в центре ее идей и размышлений нах человек,его сущность и существование, цель и смысл его жизни и деятельности. Отношения человека не только с миром, но и с самим собой). Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Решающим фактором в познании, поведении людей, мировоззрении, ходе историч процесса и обществ развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное. На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты дух жизни-воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и тд. Шопенгауэр (1788-1860). «Мир как воля и представление», «Афоризмы житейской мудрости». Призывал вернуться к идеям Канта и Платона 1 Главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю. Воля-хотение хотеть, всякое движение-воля. Воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы, способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. «Мир как воля» - основной тезис Шопенгауэра. *Высшим видом познания явл искусство, которое основано на интуиции и способно в большей мере раскрыть волю к жизни. 2 История - спонтанная вещь, поэтому периодизации быть не может. 3 Мир расколот: А) мир как воля – иррацион начало Б) мир как представление - рациональное начало 4 Люди страдающие, тк в рабстве у воли, которая нами движет. Страдания неизбежны-появился пессимизм. «Афоризмы житейской мудрости»: -Человек может увидеть в другом ровно столько, сколько есть в нем самом -Государство-это намордник на личность - То, что люди называют судьбой, на самом деле есть не что иное, как совокупность учиненных ими глупостей. Родственной иррационализму считается «философия жизни». Основными представителями явл. Ф.Ницше и В.Дильтей, А.Бергсон, Шпенглер. В основе этой фил. лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей чел. жизни и окружающего мира. В основе развития мира и человека лежит органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. Цель этого фил. течения помочь человеку приспособиться к окружающему миру и максимально реализовать свои способности. Фридрих Ницше (1844—1900). «Я философ неприятных истин». В основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. История, нравственность, религия, человек-все оценивается с этой позиции. Почему люди подчин-ся власти добровольно? 1власть рациональна; 2власть действ в духе традиций; 3политик явл харизматиком, которому слепо верят «По эту сторону добра и зла» (предсказал катастрофические проблемы будущего: размышлял о распаде европейской духовности, низвержении прошлых ценностей и норм, тиранических режимах как порождении демократических систем, восстании масс и создание для их обслуживания чудовищной массовой культуры), «Так говорил Заратустра»(настало время перехода от человека к сверхчеловеку), «Воля к власти», «Сумерки кумиров», «Антихрист». Человек должен заниматься своим делом - воспитывать в себе философа, художника или святого, и тогда будет прогресс. Так как каждый служит другому, ни у кого нет призвания жить ради себя самого. Если цель всякого в другом, то общее существование не имеет цели, это «существование друг для друга» -самая комичная из комедий. Массовые люди придумали себе массовые религии-религии обиженных и угнетенных. Самая нелепая проповедь - помоги ближнему как самому себе. Помогать надо дальнему, тому, кто сумеет вырваться из животного состояния и стать человеком. Нельзя любить человека просто за то, что он человек. Злобная зависть маленьких серых людей и есть главный источник зла в мире. Первым в 19 в заговорил о наступлении нигилизма. Ницше-«богоубиец». Сверхчеловек-это человек, особ-ю которого явл-ся аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе». Стремясь к сверхчеловеку, можешь стать человеком в подлинном смысле слова. Для человека нужна особая мораль - аристократическая, которая не убаюкивает будущим благоденствием и счастьем. Человек вообще не обязан быть счастливым. К счастью стремятся коровы, женщины, дети, англичане и социал-демократы. Свободный человек-воин. Тех людей, которые презирали музыку, Ницше считал «бездуховными тварями, подобными животному». Н.твердо верил в то, что наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она в конце концов непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Это положении стало краеугольным камнем «философии жизни» Ницше.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |