АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теизм, атеизм, материализм, идеализм

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания.
  3. Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм, априоризм и агностицизм философии И. Канта. Этика Канта.
  4. Субъективный идеализм Дж. Беркли
  5. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма.

Продолжим рубрикацию философии, проводимую нами на основе «четырехполюсной» модели предмета мировоззрения.

Философские направления можно вычленять также в соответствии с тем, признают они или отрицают существование некоторых из перечисленных выше полюсов предмета мировоззрения.

Так, например, существуют теистические философские системы и атеистические философские системы. Теизм (от греческого слова theos - бог) - мировоззренческая позиция, утверждающая сотворенность, детерминированность мира и человека Богом, которому свойственны черты сверхличности и с которым человек находится в сложных взаимоотношениях. Пытаясь дать определение теизма, мы вступаем на пограничную между философией и теологией полосу, поэтому заранее признаем несовершенство сформулированного определения. Тем не менее, мы полагаем, что приведенная формулировка может быть принята в качестве "рабочего определения", поскольку она фиксирует основные, на наш взгляд, черты теистического мировоззрения. Такими чертами являются: 1) признание бытия (сверхбытия) Бога; 2) признание сотворенности мира и человека Богом и их зависимости от Него; 3) признание наличия у Бога качеств сверхличности; 4) признание наличия сложных взаимоотношений человека и Бога. В связи с данным определением стоит, наверное, напомнить, что наиболее известными реализованными теистическими системами являются такие генетически связанные между собой религии, как иудаизм, христианство, мусульманство.

Термин " атеизм " лингвистически содержит два истолкования: 1) атеизм - это антитеизм; 2) атеизм - это внетеизм (нетеизм).

Сама конструкция термина " антитеизм " указывает на то, что антитеизм, по сути своей, вторичен. Он возникает как некий отклик, как некая реакция на определенную, уже существующую форму теизма. Он возникает как критика и отрицание определенной, исторически осуществленной формы теизма. Он нацелен не на преодоление теизма как такового, а на преодоление "породившей" его формы теизма. Поэтому, естественно, он несет на себе особенности, определяемые отрицаемой им формы теизма. Можно предположить, что каждая реализованная форма теизма в потенции содержит свое отрицание: соответствующую форму антитеизма. Какие-то из этих потенций уже осуществились, другие - осуществятся, третьи - навсегда останутся в возможности. Возникновение и осуществление антитеизма представляется вполне естественным, так как каждая осуществленная форма теизма весьма уязвима для критики. Очевидно, что такая критика и отрицание тех или иных форм и идей теизма недостаточны для построения целостного, убедительного и в чем-то привлекательного для человека мировоззрения. Нельзя остановиться на критике и отрицании той формы мировоззрения, которая тебя не устраивает. Необходимо уравновесить, дополнить эту критику позитивной работой: последовательным и убедительным, альтернативным по отношению к теистическому решением основных мировоззренческих проблем. Это чрезвычайно сложная задача. И антитеизм чаще всего с ней не справляется. К сказанному добавим, что сама по себе рационалистическая критика каждой формы теизма - дело несложное, но малоэффективное в плане преодоления теизма. Дело в том, что для теизма рациональная обоснованность его мировоззренческой компоненты не является приоритетным требованием. Чаще всего теизм претендует на сверхрациональность. Теизм, как правило, утверждает недоступность Бога, взаимоотношений Бога и мира, Бога и человека разуму.

Внетеизм (нетеизм) отличается от антитеизма в первую очередь тем, что в нем главное место принадлежит не критике тех или иных форм теизма и даже не критике теизма как такового, а позитивной разработке целостного мировоззрения, принципиально осуществляемой без обращения к идее Бога. Тем самым в известной мере снимается свойственная атеизму как антитеизму вторичность по отношению к теизму. Иначе говоря, внетеизм (нетеизм) теоретически мог бы возникнуть и развиваться вне и помимо критики и преодоления теизма. Правда, в таком случае он назывался бы иначе. Но поскольку в реальной истории человеческой культуры внетеизм формируется и развивается в полемике с теизмом, который на протяжении уже многих веков является, видимо, наиболее распространенной формой мировоззрения, постольку внетеизм несет на себе некоторые - существенные - черты вторичности по отношению к теизму. Это необходимо признать. Это зафиксировано и в его названии.

Атеизм достаточно широко и разнообразно представлен в истории философии, а также в современной философии. Так, например, атеистические воззрения развивали К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их многочисленные последователи. Яростным богоборцем был Ф. Ницше. С рационалистических позиций критиковал теизм Б. Рассел. Ж.П. Сартр и А. Камю развивали атеистический вариант экзистенциализма. О «мире без Бога» пишут многие авторы постмодернистской ориентации.

В истории философии представлены также системы, признающие объективное существование мира, то есть существование мира до и вне человека. Это – реалистические (материалистические и объективно-идеалистические) направления в философии.

Материализм, как уже отмечалось, утверждает, что субстанцией, первоосновой мира является материя (от латинского materia – материал, вещество). При этом материя истолковывается различно разными школами материализма: “механистический” материализм, “вульгарный” матриализм, диалектический материализм, “научный” материализм.

Объективные идеалисты утверждают, что субстанцией, первоосновой мира является некое идеальное начало, существующее независимо от человеческого сознания (идеи у Платона, Абсолютная идея у Гегеля и т.п.).

Существуют также философские системы, отрицающие в том или ином смысле существование мира (вне человека). Это субъективно-идеалистические школы в философии. Сторонники субъективного идеализма склонны считать, что “внешний” мир есть нечто, полностью определяемое активностью субъекта познания. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от латинских слов solus – один, единственный и ipse – сам), признающий бытие только одного субъекта; все остальное объявляется существующим лишь в сознании этого субъекта.

В истории культуры можно встретить также взгляды, отрицающие в некотором смысле существование и самого субъекта познания. Это характерно, в частности, для некоторых направлений буддизма. Так, например, мадхьямики считают, что все воспринимаемое нами из внешнего и внутреннего мира, а также само восприятие и воспринимающий ум иллюзорны, подобны сновидениям (см. об этом: Чаттерджи С., Датта Д, Индийская философия. М., 1994).

Философские направления и школы можно вычленять также в соответствии с тем, как они понимают характер отношений между различными полюсами предмета мировоззрения. Так, история философии дает примеры систем, в рамках которых отождествляются мир и Бог. Такие системы называются пантеистическими (от греческих слов pan – все, весь и theos- Бог). Основой всех разновидностей пантеизма является отрицание сущностного различия между Богом и миром. Яркий пример пантеистического мировоззрения развит в сочинениях Б. Спинозы, отождествлявшего природу и Бога с вечной и бесконечной субстанцией (см. следующий раздел). Существенные элементы пантеизма свойственны взглядам Гегеля и Шеллинга. В истории культуры представлены также мировоззренческие системы, называемые деистическими и панентеистическими. В рамках первых считается, что Бог, сотворив мир, не вмешивается в дальнейшее закономерное течение мирового процесса. В пределах вторых, - мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире.

История духовной культуры дает также примеры мировоззренческих систем, по-разному отвечающих на вопрос о характере отношений человека к миру: человек приспосабливается к миру (конфуцианство и даосизм); человек бежит от мира (индуистские и буддийские религиозно-философские системы); человек преобразует мир, овладевает миром (иудаистские и христианские религиозно-философские системы).

В истории философии можно встретить также системы, по-разному отвечающие на вопрос о доступности мира человеческому познанию. Так, встречаются системы, отрицающие в том или ином смысле познаваемость мира. Системы такого рода называются агностическими (от греческого слова agnostos – непознаваемый). Об агностицизме мы пишем также в разделе 3.13.3.

Хотя рубрикацию философии по направлениям и школам можно было продолжить (и мы будем знакомиться со многими философскими школами и направлениями в ходе изучения различных разделов философии), уже сказанного об этом достаточно для общего представления о многообразии философии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)