|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение опирается, в первую очередь, на такую духовную способность человека, как вера. Доводы разума принимаются здесь во внимание лишь в том случае, если они согласуются с догматами соответствующей религиозной системы. В противном случае они игнорируются. Громадную роль в формировании и воспроизводстве религиозного мировоззрения играют также эмоции человека. Наконец, мощнейшим детерминантом этого мировоззрения являются воля и желания человека, которые чаще всего побеждают доводы его разума. Более всего человек страшится оказаться один на один с бесконечной и бессмысленной Вселенной. “Меня ужасает вечное безмолвие этих бесконечных пространств!” – восклицал Б. Паскаль (Мысли. СПб., 1995, с. 47). Человек страстно желает жить в осмысленной и неравнодушной к нему Вселенной. Это непобедимое желание заставляет разум человеческий (совместно с воображением) изобрести всемогущего и всеблагого Бога, сотворившего этот мир и человека и внимательно следящего за всеми поступками человека. Границы между мифическим мировоззрением и мировоззрением религиозным очень подвижны и неотчетливы. Точно определить их сложно еще и потому, что и то, и другое являются развивающимися образованиями. Для простоты мы будем говорить здесь преимущественно о мифологии в исходном смысле этого слова, о мифологии, свойственной архаическому обществу, и о зрелых формах религиозного мировоззрения, прежде всего, о монотеистическом мировоззрении. Древние формы религиозности (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), по сути, представляют собой отдельные аспекты и формы мифологии. Разводя мифическое и религиозное мировоззрения, следует сказать, в частности, что религиозное мировоззрение характеризуется сознательной, личностной верой, в то время как в мифическое мировоззрение архаический человек бессознательно погружен. Кроме того, сфера священного, божественного, сакрального в религиозном мировоззрении довольно явно отделяется, а зачастую даже отрывается от сферы мирского, человеческого, профанного. Главная задача религии как раз и заключается в соединении названных сфер. В мифическом же мировоззрении, как уже сказано, сферы священного и мирского, по сути, едины, поэтому, естественно, мифологическое мировоззрение не решает задачи установления связи мирского и сакрального. Здесь следует, конечно, иметь в виду то обстоятельство, что религиозное мировоззрение весьма многообразно. Существовало и существует множество религий и религиозных направлений, которые отличаются друг от друга очень значительно. В частности, разные религиозные мировоззрения отличаются друг от друга различной степенью мифологичности. Важно иметь в виду и то, что различна степень мифологичности мировоззрения различных носителей одного и того же религиозного верования. Одно дело, например, религиозное мировоззрение человека из народа, смыкающееся, по существу, с мифическим миросозерцанием; другое дело – религиозное мировоззрение, свойственное ученому богослову (насыщенное элементами философии).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |