|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема истории человечества
Придание статуса основного социального регулятора традициям, рынку, насилию и разуму позволяет предложить рабочую схему периодизации истории человечества, а также раскрыть специфику социальной жизни на каждом из выделенных этой схемой этапов развития общества. Упомянутая схема содержит следующие периоды в эволюции общества. 1. Период традиционного общества (так мы называем общество, в жизни которого роль главного регулятора играют традиции). 2. Период посттрадиционного общества (в рамках этого периода традиции утрачивают роль господствующего регулятора; на передний план выдвигаются насилие и рынок). 3. Предполагаемый, но отнюдь не гарантированный, ноосферный период, когда главным регулятором социальной жизни станет нравственно-правовой разум. Сразу же подчеркнем, что, как мы уже отмечали (см. главу 3, в которой изложены применительно к проблеме возникновения философии элементы предлагаемой схемы истории человечества), периоду традиционного общества предшествовал теряющийся во мгле веков "взрыв" творчества - период становления, формирования социального качества (традиций, прежде всего), эпоха антропосоциогенеза. Этот период остается за пределами обсуждаемой схемы. Второй момент, который необходимо подчеркнуть, состоит в том, что разум как специфическое, неотъемлемое качество человека, конечно, проявляет себя на всех трех выделенных мной этапах развития общества. Но на первых двух этапах (традиционного и посттрадиционного общества) воздействие его (в качестве регулятора общественной жизни) на социальные процессы опосредованно и второстепенно, тогда как на гипотетическом третьем (ноосферном) - непосредственно и определяюще. Третий момент, который необходимо учитывать при оценке и использовании приведенной схемы, состоит в том, что самое интересное и важное в развитии общества происходит в эпохи переходные от одного из выделенных этапов к другому. В схеме таких эпох две. Первая осуществляет переход от традиционного общества к посттрадиционному. Эту эпоху мы вслед за К. Ясперсом (см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991) называем "осевой" эпохой. Вторая, - именно в эту эпоху нам "посчастливилось" жить, - осуществляет переход от посттрадиционного общества к ноосферному, либо, поскольку становление последнего маловероятно, эта эпоха может стать периодом гибели человечества. Четвертый момент, который необходимо иметь в виду, состоит в том, что в реальной истории человечества выделенные нами периоды накладываются друг на друга, сосуществуют друг с другом. Особенно это характерно для первых двух эпох. Многие народы продолжали вести традиционный образ жизни в то время, когда другие давно уже вступили в период посттрадиционного развития. Пятый момент касается второго этапа в развитии общества, который выше назван посттрадиционным. Такая его характеристика представляется недостаточной, несобственной. Это верно. Но дело тут в том, что этот период чрезвычайно сложен и многообразен (в него "умещается", по сути, вся «писаная» история человечества), поэтому найти для него краткое и емкое название нелегко. Достаточно сказать, что он содержит в себе два "предельных", "идеальных" типа: рыночное общество и общество насилия, в которых определяющую роль играют соответствующие регуляторы. Наконец, последнее предварительное замечание к данной рабочей схеме периодизации истории человечества относится к третьему из указанных этапов. Мы не считаем, что когда-нибудь нравственно-правовой разум станет всемогущим и обеспечит человечеству беспроблемную и вечную жизнь. Тем не менее, мы убеждены, что нравственно-правовой разум может в исторически определенных границах сдерживать стихийность и неразумие в развитии человечества. Стремление человека к продолжению жизни, стремление человека к достойной человека разумного жизни дает некоторые основания надеяться на то, что нравственно-правовой разум превратится в главный регулятор общественной жизни. Хотя, повторяем, история и современность говорят нам о том, что эта надежда весьма призрачна. Дадим теперь краткую характеристику выделенных этапов эволюции человечества. При этом мы будем следовать такому порядку их описания. Господствующий регулятор определяет тип (характер) социальной процессуальности, с которым в свою очередь связана определенная форма социального времени. Этот же регулятор определяет главные социальные группы рассматриваемого общества и их взаимоотношения (социальную структуру), поскольку для осуществления любой формы социального регулирования необходимы специальные группы людей. Обществу сданным главным регулятором соответствует определенный тип мировоззрения и определенное решение смысложизненной проблемы. Отметим здесь во избежание недоразумений, что своеобразная "первичность" социальных регуляторов по отношению к другим сторонам общественной жизни (типу социальной процессуальности, форме социального времени, характеру социальной структуры, типу мировоззрения и т. д.) носит в данном случае методологический, гносеологический характер. В бытийственном плане взаимоотношения социальных регуляторов, социальной процессуальности, социального времени, социальной структуры, мировоззрения и т. д. носят характер системной детерминации, то есть в этом плане среди них нет "первичного" и "вторичного".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |