АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная философия. Итак, первый этап развития европейской философии – это античная философия (греческая и греко-римская философия)

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  12. VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Итак, первый этап развития европейской философии – это античная философия (греческая и греко-римская философия).

Многие исследователи обоснованно подчеркивают, что философия в классическом виде сложилась именно в древней Греции, что философия является «порождением эллинского гения». Именно здесь, как уже сказано, появилось само слово «философия». Здесь сформировался понятийный аппарат философии, сложились основные разделы философии, в острой форме были поставлены «вечные» философские проблемы, предложены направления их решения. Здесь сложились первые философские школы и направления, здесь мы находим ярчайшие примеры философского образа жизни.

Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю: от зарождения философии в древнегреческих городах-государствах (6-й век до н.э.) и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан из религиозных соображений запретил преподавать философию в Афинах.

Внутри этого этапа могут быть выделены следующие фазы:

1. Период философии физиса (природы). Философы этого периода преимущественное внимание уделяют изучению природы, космоса. Их мировоззрение может быть охарактеризовано как космоцентрическое (см. об этом раздел 1.5.3.). Хронологически этот период охватывает 6-й и 5-й века до н.э. Наиболее значимы в это время философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейцы, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Левкипп, Демокрит) и Гераклит. Этих философов называют также досократиками, поскольку они жили и философствовали до Сократа.

2. Период, когда интерес философов концентрируется на человеке. Мировоззрение философов этого периода может быть охарактеризовано как антропоцентрическое (см. об этом раздел 1.5.4.). Главные действующие лица этого периода – старшие софисты (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Они жили и философствовали в 5-м веке до н.э.

3. Период большого синтеза. В это время (четвертый век до н.э.) мыслителями создаются всеобъемлющие философские системы. Это – время творческой деятельности величайших философов античности: Платона и Аристотеля. Для истории философии и для современной философии очень важно, что до нас дошли в более или менее целостном виде основные сочинения этих мыслителей, в то время как от трудов их предшественников сохранились только отдельные фрагменты. (Некоторые аспекты воззрений Платона и Аристотеля рассматриваются нами в разделах 1.1.1., 2.7.3., 2.8.2., 2.12.4., 3.14.3, 3.14.3., 3.15.3., 3.15.4., 3.16.1., 3.17.2.)

4. Период эллинистических школ. Охватывает несколько столетий, начиная с эпохи, связанной с формированием и распадом мировой державы, созданной завоеваниями Александра Македонского (334-324 гг. до н.э.), и кончая временем прекращения существования последнего из эллинистических государств (30 г. н.э.). Наибольшую известность приобрели следующие философские школы этого периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению теории бытия, сколько к реальному осуществлению определенного типа бытия. Они стремились преодолеть все социальные связи и зависимости и достичь величайшего из благ: духовной свободы. Они именовали себя гражданами мира (космополитами) и готовы были жить автономно в любом обществе. Эпикуреизм получил название по имени основателя этого направления, Эпикура (341-270 до н.э.). Цель философии, по Эпикуру, - достижение безмятежности духа, свободы от страха смерти, отсутствия страданий. Эпикур, развивая атомистические воззрения, выдвинул для “спасения” свободы человека идею, согласно которой атомы, двигаясь в пустоте, могут беспричинно отклоняться от прямолинейной траектории. Стоицизм развивался на протяжении нескольких столетий. Согласно стоикам (Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Посидоний, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), мир представляет собой одушевленное тело. Мировой процесс, утверждали они, имеет циклический характер. Каждый его цикл завершается мировым пожаром. Мир пронизан Логосом. Человек должен жить в соответствии со своей природой, в соответствии со своим разумом. Идеал стоика – достигший полной независимости и бесстрастия мудрец (о взглядах стоиков см. также в разделе 4.22.4.1.). Скептики (Пиррон, Тимон, Аркесилай и др.) отрицали достижимость достоверного знания и объективное существование добра и зла (взгляды скептиков обсуждаются также в разделе 3.13.3.).

5. Период неоплатонизма. Неоплатоники (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл) осуществили своеобразный синтез идей Платона, Аристотеля, пифагорейцев, стоиков. Их взгляды существенно повлияли на развитие христианской философии, на становление философии эпохи Возрождения. Хронологически этот период охватывает 3-5-й века н.э.

6. Период становления христианской философии. Это – период взаимодействия античной философии с набирающим силу христианским мировоззрением. В результате этого взаимодействия радикально изменяется проблематика, интересующая философов, способы решения мировоззренческих проблем, статус философии и т.д. Мировоззрение мыслителей этого периода может быть охарактеризовано как теоцентрическое (см. об этом в разделе 1.5.5.), оно осуществлялось преимущественно на фундаменте библейского послания. Этот период является звеном, соединяющим Античность со Средневековьем. К деятелям этого периода можно отнести Филона Александрийского (конец 1 в. до н.э. – середина 1 в. н.э.), гностиков (Карпократ, Василид, Валентин) и так назывемых апологетов (Аристид, Юстин, Тациан, Ориген). Филон Александрийский использовал язык и идеи античной философии для толкования иудейской Библии. Гностицизм (от греческого слова gnosis - познание) зародился в первом веке нашей эры и развивался в течение нескольких столетий. Гностики учили, в частности, что люди разделены на три категории: 1) «пневматических» (духовных), 2) «психических» (душевных), 3) «гилических» (телесных, плотских). Плотские люди осуждены на смерть. Духовныелюди непременно спасутся, ибо обладают знанием (гносисом). Душевные люди могут спастись, если своевременно приобщатся к гносису. Апологеты (от греческого слова apologia - защита) всеми силами защищают христианскую веру, отстаивают истинность учения Христа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)