АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. Классическая теория.
  3. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  4. I. Экономический материализм как философия и наука
  5. II СТАДИЯ - КЛАССИЧЕСКАЯ
  6. II. Философия и жизнь
  7. II. Философия Шеллинга
  8. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. III. Философия и наука
  10. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  11. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философии Гегеля мировой разумов основе всех явлениях природы лежит абсолютное и духовное начало – абсолютная идея, мировой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: ее развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), в развитии в форме инобытия и развитие в истории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля –это заключительная, третье звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа и объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АНТИНОМИЯ (от греч. против разума) – столкновение двух противоположных высказываний (тезиса и антитезиса) равнодоказуемых. У Канта антиномичность (внутренняя противоречивость) разума – главный аргумент в пользу теоретического агностицизма, утверждающего неспособность разума проникнуть в сущность вещей. В философии Гегеля понятие антиномии преобразовано в противоречие.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – философская концепция, представители которой основной категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах.

АПРИОРИ («изначально») – философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, правильность которых не может быт доказана или опровергнута опытом.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» – основные термины философской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны – «вещь в себе» и «вещь для нас». Первая означает существование вещи та­кой, как она есть сама по себе, вне восприятия и по­знания. Вещь в себе по Канту, — трансцендентная, вневре­менная и внепространственная сущность, недоступная познанию. Все усилия разума познать Вещь в себе порож­дают неразрешимые противоречия. В нравственном сознании Вещь в себе выступают как постулаты практичес­кого разума — идеи высших «Вещь для нас» – это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от «повелительный») – центральное понятие этики Канта, выражающее содержание нравственного закона в форме безусловного и априорного повеления практического разума. Категорический императив имеет две формулировки: 1) «Поступай так, чтобы сила твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства»; 2) «Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство». Следование нравственному закону является долгом человека, а стремление осуществить этот долг связано с его доброй волей и контролируется его волей. Кант утверждает, что каждая личность – абсолютная ценность и её нельзя использовать как средство для достижения своих целей. Поэтому суть нравственного долга заключается в следующем: стремиться к собственному совершенству и способствовать счастью другого.

ОТРИЦАНИЕ – одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПО КАНТУ) – гносеологическое учение Канта, выделяющего три основные способности человека к познанию: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – это способность к ощущениям, когда объективно существующие вне человека вещи воздействуют на его органы чувств и вызывают хаотические, неупорядоченные ощущения (зрительные, слуховые и т.п.). Доказать соответствие этих ощущений реальности невозможно. Но все люди воспринимают мир одинаковым образом, что объясняется следующим: человек обладает априорной (доопытной, врожденной) способностью организовывать, упорядочивать свои ощущения так, чтобы воспринимать мир в пространстве и времени. Из этого следует, что чувственные восприятия не являются образами вещей, а значит, не дают истинного знания о них. Рассудок – это способность человека сопоставлять и систематизировать данные чувственного познания, что осуществляется с помощью понятий (рассудок обладает двенадцатью априорными категориями), с помощью которых человек пытается объяснить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, причинности, закономерности и т.п. При помощи разума человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реальности. Разум обладает тремя априорными идеями: психологической – идеей души, космологической – идеей мира, теологической – идеей Бога. Однако, пытаясь рассуждать на такие темы, разум запутывается в неразрешимых противоречиях. Поэтому философия возможна только как знание, ориентированное на анализ самого познавательного процесса и его границ, а также на постижение человека и этических проблем. Таким образом, ни одна способность не позволяет человеку познать сущность реальности: он познаёт мир не таким, каким он существует на самом деле («вещь в себе»), а таким, каким он представляется, является людям («вещь для нас»). К числу «вещей в себе», то есть принципиально непознаваемым, Кант относит Бога, душу и материю.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ – понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даст человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем поведении от механизма природы и конечных условий эмпирического существования.

СНЯТИЕ – термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в кото­ром наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») – то, что связано с предпосылками возмож­ного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – все то, что выходит за границы чувственного опыта, эм­пирического познания мира, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существова­ния бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятий. В гносеологическом смысле – обозначает то, что находится вне нас. Противопо­ложностью ему является имманентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это, что недоступно теоретическому познанию, но является пред­метом веры (бог, душа, бессмертие).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а ве­щи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что условием возможности истин являются априорные формы сознания, и исследу­ет вопрос о преемственности этих форм как внутри опыта, так и за его пределами.

ТРИАДА – трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превраща­ясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о явлениях. В немецкой идеалистической философии – это учение о феноменах человеческого сознания: у Канта оно означает уче­ние об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Ге­геля – это метафизическое изображение сознания в его диалектическом по­ступательном движении от чувственной непосредственности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии – к абсо­лютному знанию.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА – философская система Гегеля, который понимал дух как един­ство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство прак­тической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы лестницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории мирового духа.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)