АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XVII. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  11. S: Установить соответствие между типами общества и их характеристиками.
  12. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

БЫТ – сфера внепроизводственной социальной жизни, в которой осуществляется воспроизводство рабочей силы че­ловека,удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Она включает питание, отдых, общение, лече­ние, семейную жизнь людей, а также потребление духовных благ, любительские занятия, развлечения. В широком смыс­ле слова быт – это повседневная жизнь людей вне работы.

БАЗИС – основной элемент (подсистемы) общественно-экономической формации; совокупность господствующих и преобладающих в обществе экономических отноше­ний, выражает экономический строй общества.

БРАК – социально одобренный союз мужчины и женщины, заключаемый для сексуального общения, совместно­го воспитания детей, сотрудничества в организации быта и досуга. Формы брака исторически изменчивы. В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной группы племени считался мужем каждой жен­щины другой его группы. При полигамном браке один муж­чина находился в браке с несколькими женами (встречает­ся и сегодня в ряде мусульманских стран Азии и Африки). У некоторых племен бытует и поныне пережиточная форма полиандрического брака – сожительство нескольких муж­чин с одной женщиной. Подавляющее большинство совре­менных жителей Земли предпочитает основную форму брака, моногамию — союз одного мужчины с одной женщи­ной, наиболее соответствующий потребностям и возмож­ностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах Запад­ной Европы появились альтернативы моногамному бра­ку – групповые («браки коммун»), открытые (допускаю­щие супружескую неверность по соглашению между супруга­ми) и пробные (заключаемые на некоторое время без юридического оформления) браки. Преимущество таких бра­ков не доказано, напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктив­ного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению.

ВЛАСТЬ – специфическое общественное отношение, предполагающее возможность и способность одного социального субъекта (индивид, группа, партия) реализовать свою волю в деятельности других субъектов. Власть представляет собой: 1) силовое отношение, которое выражает превосходство и доминирование (в социальном измерении); 2) отношение лидерства (психологическое измерение); 3) порядок и уровень организации (организационное измерение); 4) совокупность элементов, средств и способов, с помощью которых политические субъекты, и, прежде всего, государство, управляют, координиру­ют, подчиняют интересы всех членов общества единой политической воле (политическое измерение). Будучи необходимым признаком политической системы общества, власть может осуществляться при помощи различных средств: принуждение или убеждение; сила нравственного авторитета и опора на традиции или оружие; инициирование положительных чувств и настроений людей или их низменных инстинктов.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – постоянно возникающие проблемы общечеловеческой зна­чимости, к которым относятся: демографические, образовательные, здравоохране­ния, продовольственные, международного экономического порядка, энергетические, сырьевые, войны и мира и др.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – это проблемы, порождённые деятельностью не от­дельных стран, а всего человечества в целом и угрожающие существованию всего населения Земли, решение которых возможно только при совместных усилиях мирового сообщества. К числу негативных последствий развития современной цивилизации относятся следующие проблемы: 1) экологическая, связанная с загрязнением окружающей среды и истощением ма­териальных и энергетических ресурсов, что угрожает самому существованию человечества; 2) демографическая, выражающаяся в перенаселении планеты, что совмещается со старением населения в Европе и Северной Америке (снижение рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни обусловливает изменение соотношения возрастных групп); 3) гонки вооружений и угрозы ядерной войны, которая может привести к гибели всего человечества; 4) продовольственная: если в экономически развитых странах имеет место переизбыток продуктов питания, то во многих регионах Земли население хронически голодает; 5) здравоохранения, наиболее ярко проявляющаяся в связи с распространением СПИДа, наркомании и ряда других болезней, а также некоторых других проблем. Глобальные проблемы имеют столь острый характер, что в 1992 г. ООН приняла в качестве обязательной для всех ее членов концепцию устойчивого развития: а) необходимо осознать губительность безудержного роста стандартов потребления, не­посильного ни природе, ни обществу; б) нужно отказаться от уверенности в безграничных возможностях промышленного, технического, научного прогресса, ибо он имеет пределы (обусловленные необходимостью сохранения баланса природы и общества); в) целевые усилия должны быть направлены на разработку «щадящих» технологий, спо­собствующих преодолению существующих трудностей.

ГОСУДАРСТВО – политическое образование, в рамках которого отношениямежду людьми регулируются законами и нормами при наличии средств принуждения. В исто­рии философии существуют различные подходы к про­блеме возникновения и функционирования государства, начиная с идеи его божественного установления и заканчивая игровой концепцией возникновения государства. Платон видел в государстве естественное продолжение и рост семьи; Аристотель – определенную форму политических от­ношений; Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо – результат обще­ственного договора; К. Маркс определял государство как форму и орудие политической власти, которая возникает в результате общественного разделения труда, появле­ния собственности и образования антагонистичных классов; В.И. Ленин видел в государстве аппарат угнетения одних классов другими. Составными элементами государства являются: а) единая территория, на которую рас­пространяется юрисдикция данного государства; б) население; в) власть системы органов и учреждений; 4) право, закрепляющее определенную систему норм. Целью государства как исторической формы союза людей является свобода и благополучие граждан как выражение реального господства всеобщей воли.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – высокая ступень развития обще­ственных отношений, когда человек становится не подданным власти, а гражданином, уважающим и со­блюдающим законы. Государство, в свою очередь, опи­рается не на силу, а на общественный договор с граж­данами, гарантируя уважение и защиту их неотъем­лемых прав. Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах че­ловека, появляющихся у него в силу факта рождения (право на жизнь, свободу, безопасность и др.). Разви­тие гражданского общества неотделимо от сохранения и укрепления правового государства, а возникающие противоречия должны разрешаться в цивилизованных формах, исключающих насилие, ложь и манипулиро­вание волей и сознанием людей. Человек, его права и свободы должны являться высшей ценностью обще­ственного развития. Это предусматривает многообразие форм собственности и развитие институтов демо­кратии на всех уровнях.

ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – объективные закономерные процессы и явления в развитии общества. К. Маркс сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, конфликт которых является основой для социальной революции, которая приводит к победе новых, более высоких произ­водственных отношений. Способ производства мате­риальных благ определяет, в концепции марксизма, социальный, политический и духовный процесс жиз­ни и, следовательно, общественное бытие определяет общественное сознание. В XX в. Начинают развиваться концеп­ции, претендующие на исчерпывающее объяснение ис­тории на основе религиозно-философских и духовно-идеологических построений (О. Шненглер, А. Тойнби). Сторонники релятивистского подхода (Э. Фромм и др.) утверждают, что история имеет только субъек­тивный смысл, который придает ей сам человек.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ – приходящие на смену друг другу формы совокупности людей, объединенных социальными связями и отношениями и обладаю­щие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных род­ственников, связанных коллективным трудом и защитой общих интересов), племя (объединение нескольких родов, обладающее своей территорией и языком), народность (общность людей с экономическим, территориальным и языковым единством), нация (общность, возникшая на основе экономической жизни, единой территории, языка, культурных связей и обычаев).

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – закономерное и последовательно чередование явлений, которое включает в себя исследованием явлений, начиная с возникновения, анали­за тенденций последующего развития и современного этапа.

Про­шлое и настоящее людей неразрывно связаны, в опре­деленной степени определяя будущее. В обществе (как и в природе) имеются определенные причинно-следственные отношения, которые приводят к со­ответствующим изменениям социальных явлений. Старые общественные отношения меша­ют развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями. История во многом случайна, и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим. Свобода человека в истории не исчерпывается осознанной необходимос­тью, скорее – это осознанная возможность сохранить ценности людей: право, справедли­вость, труд, творчество, свободу и др. Периодизация мировой истории дается ар­хеологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, нео­лит, бронзовый век и железный век, обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историки-социологи берут за основу конкретных пе­риодизаций общую модель развития общества, про­ходящего на своем пути три основных этапа: первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. У Маркса эта модель усложняется: переход от первичной форма­ции общества осуществляется по трем направлениям, общество-деспотия с азиатс­ким способом производства, рес­публика-полис греков и римлян, феодализм, эпоха капитализма. В модернистских концепциях XIX в. в истории выделяется два этапа – традиционное об­щество и современное общество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII – начала XIX века (выделяется также постиндустриальное общество, то есть постсовременность).

ИСТОРИЯ – временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись ее в форме обычного временного следования одного события за другим (хроника, летопись). Первые греческие историки Геродот и Фукидид понимают под историей знания, изучающие про­шлое человечества во всем его многообразии. История человечества – знание фактов и со­бытий развития человеческого общества во всем их богатстве и конкретном проявлении. Начиная с Гегеля, выделяют типы исторического знания: хронологию изложения событий, свидетелями которых были сами авторы повествований, описа­ния событий, в которых авторы не участвовали лично. История понимается как реальный временной про­цесс изменений и одновременно – знание прошлых состояний этого процесса. Выделяют историю общества, историю природы, историю отдельной личности.

КУЛЬТУРА (от лат. возделывание, воспитание, об­разование) – первоначально обработка и уход за землей, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения челове­ческих потребностей; термином культура обозначается оп­ределенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, тради­ций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Понятие культуры употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных обществ, народно­стей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная культура, культура быта, труда); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распростра­няет созданные им культур, ценности. Творчество возмож­но только в культуре, творчество и культура неразрывно связаны. Ка­тегория культура обозначает созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регули­рования соц. взаимодействия и поведения.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ – исследования о роли личности в социально-преобразовательной деятельности. В философии предлагались различные оценки возможностей личности. Крайними являются следующие позиции: 1) Личность не играет существенной роли в общественном развитии, так как оно полностью определяется внешними по отношению к людям силами (Божественным Провидением, мировым разумом, жесткими и однозначными социальными законами); 2) Личность полностью определяет ход истории, может направлять ее в любое русло в со­ответствии с собственными желаниями и устремлениями. Наиболее значимой является следующая точка зрения. Личность, безусловно, влияет на исторический процесс. Степень этого влияния зависит от того, в какой степени последовательно соотносятся ее действия с объективными закономерностями, насколько полно она выражает интересы тех или иных социальных сил, и, разумеется, от ее личных качеств, способности увлечь и организовать людей. Выдающаяся личность может ускорить (если ее деятельность прогрессивна) или замедлить (в противоположном случае) течение исторических процессов, но не может коренным образом изменить их, отменить действие социальных законов. Объективно существующие социальные ситуации предоставляют личности достаточно широкий спектр выбора, свободно осуществляемого ею. Однако возникновение таких ситуаций, как и возможности успешной реализации при­нимаемых личностью решений, детерминируются и ограничиваются социальными закономерностями (необходимостью). Это значит, что результативная свободная деятельность предполагает: понимание объективных условий и тенденций их изменения; адекватное определение собственных возможностей и эффективных средств; активные действия для достижения поставленной цели.

НАРОД – всё население страны, государства (народонаселение). При всех различиях в подходах к определению поня­тия «народ» его социологическое содержание отражает диф­ференциацию общества на слои, группы, классы и т.д. К народу относятся трудящиеся массы как главная произ­водительная сила общества. Однако понятие «народ» не сво­дится всегда лишь к понятию «трудящиеся». На определен­ных исторических ступенях народ включает в себя и другие слои населения с различными интересами. Критерием, позволяющим выделить из населения ту часть, которая составляет народ, являются объективно-исторические задачи прогрессивного развития данной стра­ны. С точки зрения этого критерия народом можно счи­тать совокупное единство населения страны, с необходи­мостью складывающееся для решения задач прогресса.

НАРОДНОСТЬ – общность людей, исторически складывающаяся из племенных союзов (добровольно или в результате завоевания одних племен другими). Возникно­вение народностей связано с процессом расшире­ния межплеменных хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории и языка. Первые народности сформировались в период разложе­ния первобытнообщинных отношений и складывания рабо­владельческого общества (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе период завершения формирования народностей совпал с периодом становления феодальных от­ношений (французская, русская, польская и др.). Процесс складывания народностей способствовал появлению у них единого языка и самосознания, а также упрочению госу­дарственности.

НАРОДНЫЕ МАССЫ В ИСТОРИИ –исследования народных масс социально-преобразовательной деятельности. Понятием «народ» обозначают исторически изменяющуюся часть населения (классы, слои, социальные группы), занятую в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. Народ играет решающую роль в развитии всех подсистем общества: экономической, ибо является важнейшим элементом производительных сил; социальной и политической, так как активно участвует в общественных движениях, играет определяющую роль в социальных революциях; духовной, в силу того, что народное творчество является основой развития культуры. Значение народных масс в истории определяется тем, что они выступают и действуют хотя и как субъективная сила (человеческий фактор), но в значительной мере сти­хийно, бессознательно, коллективистски, объективист­ски. При обычном, естественном ходе истории народные массы обра­зуют пассивную часть социального целого – трудящиеся массы. В критичес­ких ситуациях народные массы становятся участниками крупных со­циальных движений (гражданских войн и революций). По мере роста уровня жизни и образованности народ во все большей степени влияет на ход истории, на прогрессивное развитие. Деятельность народа реализуется в поступках личностей, и в этом смысле решения и действия любого человека влияют на общественную жизнь. Вместе с тем, особое значение имеет деятельность т.н. «выдающихся личностей», оказывающих наиболее заметное воздействие на ход истории (таких, например, как Александр Македонский, Петр 1, Наполеон Бонапарт и др.).

НАЦИЯ – историческая форма общности людей, ха­рактеризующаяся единым типом организации хозяйствен­ной жизни, культуры, общей территорией, национальным языком, некоторыми чертами психологического склада. По сравнению с другими формами общности людей нация представляет собой наиболее развитую форму присвоения внешней (географическая среда) и внутренней (генотип) природы. Нации начали складываться в период формирования буржуазного типа организации хозяйства, когда у этой общ­ности людей приобрели ярко выраженную специфику и куль­тура, и национальный язык. Как правило, нация тяготеет к единой религии, имеет развитое государство, подчинен­ное национальным интересам. Национальное государство проводит политику, направ­ленную на нормальное воспроизводство национальных особенностей в экономическом, культурном, военном и религиоз­ном отношениях.

ОБЩЕСТВО – 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и об­щения людей; 2) как этап человеческой истории (первобыт­ное, феодальное или средневековое, буржуазное, социали­стическое, коммунистическое, рабовладельческое или антич­ное общества); 3) как индивидуально-национальная форма такого этапа (скажем, древнекитайское, русское общество XIX в.); 4) как определенное сообщество, т.е. некая не­формальная организация людей, объединенных по како­му-либо одному существенному признаку (например, свет­ское общество, или «высший свет», философское общество, научное общество, вообще сообщество профессионалов). Все концепции общества условно можно разделить на две группы: в одних концепциях общество предстает как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения своих потребностей на основе «обществен­ного договора», иногда в качестве таких элементов общества могут выступать не индивиды, а их социальные действия или социальные отношения; в других – общество рассмат­ривается как органическое целое, не только несводимое к своим так или иначе понимаемым элементам (индивидам, отношениям, действиям), но, напротив, определяющее их внутреннее содержание. В этом случае предполагается, что общество как целое задается трансцендентно (Богом), как в традиции русской религиозной философии, либо формиру­ется по своим внутренним объективным, не зависящим от воли и сознания людей общественным законам (в со­циальной философии марксизма).

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ – процессы, протекающие в обществе, вклю­чая генезис, функционирование и развитие, как всего социального организма, так и его отдельных элемен­тов. Человек, рождаясь в определенном обществе и в определенную эпоху, застаем сложившуюся систему общественных отношений, которую он не может иг­норировать. Но он может и должен определить свое место и роль в этой жизни, найти в ней свое предназ­начение как существа живого и действующего. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным и в этом смысле.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ – процесс развития единого социального организма, характеризующийся необратимостью, направлен­ностью и закономерностью. В концепции К. Маркса общественное развитие является следствием процесса разрешения противоречий между производительными силами и про­изводственными отношениями. Л.Н. Гумилев пола­гал, что ведущую роль в общественном развитии играют так называемые «пассионарии», то есть люди, заряженные космической энергией и ведущие за собой других. В западной религиозно-философской мысли Общественное развитие понимается как результат деятельности надмировых и надчеловеческих абсолю­тов (Бог, Дух, Идея, Миф и т.д.).

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, оказывая обратное воздействие на общественное бытие.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – поступательное развитие и движение общества, характеризующее пе­реход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам. В философии идея общественного (социального) прогресса воз­никла по аналогии с идеей развития природы. В ис­тории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, со­провождающимся признанием законодательной: вла­сти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оцени­вался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н.К. Михайловс­кий, П.Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – взаимосвязь между людьми, включенны­ми в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складываю­щиеся в процессе совместной деятельности. В матери­алистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологичес­кие, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные от­ношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений оп­ределяют сущность той или иной экономической фор­мации. Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея еди­ного Бога, расы, нации и т.п. Существуют фи­лософские взгляды на общество, признающие значе­ние материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, и необ­ходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современная фи­лософия обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объеди­няющего людей и вещи в одно единое целое.

ОТЕЧЕСТВО, (РОДИНА) – страна, где родился человек,гражданином которой он является – страна отцов. Отечество индивидуально, ничем не заменимо. Чело­век, лишенный отечества, не может быть полностью счастлив, поэтому отечество – одна из высших человеческих ценностей, ради которой возможно самопожертвование. Отечество не совпадает с государством. Человек может любить свою родину, но отвергать сущест­вующие в ней политический режим или форму политической системы. Кроме государственности и определенного географического места, в понятие отечества входят и родная природа, ее ландшафты, расти­тельная и животная среда. Но главное в содержании понятия «отечество» – родной народ (соотечественники) в его неповторимом этническом своеобразии, родной язык, отечественная культура, литера­тура, история.

РАСА – группа людей, объединенная общностью про­исхождения, различающаяся по чисто внешним – биологи­ческим признакам: цвету кожи, волос и т.п. На Земле существуют три основные расовые группы – монголоидная, негроидная и европеоидная. Отличительные черты монголоидной расы – желтоватая кожа, прямые черные волосы, специфический разрез глаз; негроидной расы – темная кожа, курчавые волосы, черные глаза; европеоид­ной – светлая кожа. Возникновение и развитие рас происходило под влия­нием прежде всего географических условий, в которых жили люди, но при этом они оставались представителями единого человеческого рода. Косвенное влияние на процессы расообразования оказывали социально-культурные и языковые факторы, а также демографические процессы.

СЕМЬЯ – самая элементарная ячейка общества, вид социальной общности, осно­ванный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях. Первая историческая форма семьи – материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она пред­ставляла собой группу родственников по женской линии в четырех-пяти поколениях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредо­точивались большие богатства, источниками которых явля­лись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям – своим, а не чужим. Это привело к форми­рованию патриархальной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и со­стоит из родителей и их детей. Для нее характерно юриди­ческое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют неполные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число неполных семей, семья во всем мире по-прежнему остается основной формой социального существования людей.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА – системно-структурная целостность общества, основные принципы которой – выделение её элементов и определение их иерархии. В марксистской концепции объяснение общественной структуры ус­матривалось в способе производства материальной жизни и классовой борьбе. В концепциях социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Со­рокин) – в уровнях дохода, занятости, образования, статуса и престижа, правах и привилегиях и т.п. Соци­альная структура состоит из ряда подсистем, которые мо­гут быть естественного происхождения (натурализм), духовного генеза («общественный договор») либо ма­териалистически понимаемыми (К. Маркс). В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отно­шения между людьми в таких крупных сферах жиз­недеятельности общества, как экономическая, поли­тическая, духовная, религиозная, нравственная, эстетическая, которые реализуются в деятельнос­ти разнообразных социальных институтов (производ­ственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.). Современ­ная общественная система находится в неравновесном, неустойчи­вом и кризисном состоянии, что является следствием определенной исчерпанности традиционных ресурсов развития (вещество, энергия) и переходом к инфор­мационному этапу существования, угрозы глобально­го экологического кризиса и дегуманизации обществен­ных отношений.

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – модель, выявляющая возможности общих закономерностей единого исторического процесса, анализирующая сущность и пути взаимодействия различных национальных образований. А.Тойнби, предложил принципы сравнительного анализа истории разных цивилизаций, классифицируемых по преобладающей в них религии. Специфическое решение проблема единства и многообразия в истории получила в работах К. Ясперса, который считал, что на ранних этапах человеческой истории древнейшие культуры (Египта, Двуречья, Индии, Китая) развивались изолированно, независимо друг от друга, но затем мировая история становится единым процессом. Перелом в истории Ясперс связывал с наступлением «осевого времени»(800 - 200 гг. до н.э.), когда одновременно в разных географических регионах формируется философское знание. Становление философии означало, что человек начал осознавать, осмысливать бытие в целом, самого себя и границы своих возможностей. Оценив опасности мира и осознав собственную беспомощность перед ними, люди оказались способны обратиться к поиску высших духовных ценностей. Поэтому именно в осевое время – в эпоху «великих учителей» (Конфуция, Будды, Сократа и др.) – складываются основания общечеловеческой культуры, возникают мощные религиозные системы, оформляются базовые ценностные нормы и идеалы. Таким образом, от локальных культур человечество переходит к единой культуре.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. гражданин или городской житель) –1)синоним культуры; ступень, следующая за варварством; 2) особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо её высшей стадией; 3) совокупность специфических экономических, социальных, политических, духовных структур, отличающих одни исторические и национальные общности людей от других. Широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой, переход от одного типа цивилизации к другому связан с изменениями в сфере производства, то есть «производственными революциями» (У. Ростоу, О. Тоффлер и др.). Аграрная цивилизация формируется в результате аграрной революции, то есть перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Становление индустриальной цивилизации (XVIII-XX вв.) было связано с промышленной революцией, то есть переходом к крупному машинному производству. Научно-техническая революция XX в. приводит к становлению современной, или, как ее иногда называют, постиндустриальной или информационной цивилизации. Особенностями современной цивилизации являются: высокий уровень экономического производства, основанного на научно-технических достижениях; преобладание рыночной экономики; демократические политические режимы; правовое государство; реализация широкого круга прав и свобод человека, автономия личности; ин­тернационализация общественной жизни, усиление взаимодействия между странами и народами. Ряд авторов выдвигают тезис о формировании единой общечеловеческой цивилизации, где НТР приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя – компьютеризированном, информационно-техническом мире, где изменяется характер человеческого труда – он становится более квалифицированным, более творческим. Но возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человеческого в человеке.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). О. Шпенглер выделял в истории человечества восемь основных культур: еги­петскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западно-европейскую, майя (и русско-сибирскую) культуры, каждая из которых проходит один и тот же цикл развития: рождается, расцветает, дряхлеет и гибнет. Поэтому говорить об общечеловеческом прогрессе бессмысленно. Отдельные культуры фактически не взаимодействуют друг с другом, не могут обмениваться духовными ценностями. Развитие любой культуры определяется ее душой; именно различия между такими душами исключают возможности взаимовлияния культур. Душа греко-римской, или аполлонической, культуры определяет ее ориентацию на красоту и гар­монию. Душа же западноевропейской культуры пронизана фаустовскими стремлениями. Поэтому данная культура, с одной стороны, обладает практической целеустремленностью, а с другой – стремится к гибели.

УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – различают следующие: обыденное и теорети­ческое, а также общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как эмпирическое отражение внешней действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее общественных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания. Если общественная психология вытекает из непосредственной повседневности людей, то идеология – сложное духовное образование, включающую в себя определенную теоретическую основу которая создается идеологами, политиками.

ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – формация – исторически кон­кретный тип общества, детерминированный способом производства. В марксизме структура общественно-эко­номической формации понимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют производственные отноше­ния, соответствующие наличному уровню производи­тельных сил. На основе разделения всех обществен­ных отношений на материальные и идеологические Маркс выделял два крупных структурных образова­ния – базис и надстройку. Общественное развитие понималось как раз­решение противоречий между базисом и надстройкой, наступающих в эпоху социальных революций, тогда происходит смена формаций. Сущностной характеристи­кой общественного развития является последовательная сме­на одной формации другой (от первобытнообщинного строя до коммунизма).

ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. учение о будущем) – совокупность представлений о будущем человечества, охватывающая перспективы развития социальных процессов. Часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Тер­мин «футурология» предложен немецким социологом О. Флехтхемом (1943) как название для «философии о будущем». В мировой Ф. различают несколько видов: апологе­тический, опирающийся на технологические теории и сводящий общественный прогресс лишь к возрастанию уровня технико-эко­номического развития (3. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон. Б. де Жувенель, Ж. Фурасье); леворадикальный, представители которого обосновывают неизбежность катастрофы «западной цивилизации» вследствие углубления НТП (А. Ускоу); реформистский, который опирается на теорию «конвергенции» (Д. Белл, А. Тофлер, Ф. Бааде, К. Юнг, Ф. Полак). В начале 70-х гг. доминирующей становит­ся концепция неизбежности «глобальной катастрофы» при суще­ствующих тенденциях общественного развития. Ведущую роль в ее формировании играет Римский клуб, по инициативе которо­го развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования компьютерной техники. В оценке перспектив развития человечества футурологи раздели­лись на два лагеря. Представители одного развивают неомальтузи­анские идеи социального пессимизма, утверждая невозможность решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством (воз­растание населения, которое опережает развитие продовольствен­ной базы, загрязнение окружающей среды), не остановив возрас­тание народонаселения (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер). Представители другого возлагают надежды на решение глобальных проблем с помощью НТП (А. Тофлер, М. Месарович, Э. Ласло, Э. Пестель, К. Фрамен).

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ – общности людей, связанные единством происхождения, хозяйственно осваи­ваемой территории, языка, культуры, религии, психологи­ческих особенностей. Главное в этнической общности — связь с территорией, с природой вообще. С этой точки зрения этнические общности можно определить как общественные формы присвоения внешней (ландшафт) и внутренней (генотип) природы. Здесь кроются отличия этнических общностей от социально-клас­совых общностей, которые формируются на основе разделе­ния труда в процессе производства и различного отноше­ния к собственности. Этнические общности развиваются от рода и племени (в архаических обществах) к народности («традиционные» общества) и нации. Нация в наиболее развитой форме скла­дывается на основе западной цивилизации и тесно связана с буржуазной системой хозяйства. Ожидания социальных мыслителей XIX – начала XX в., будто с развитием средств коммуникации этнические различия станут быстро стираться, пока не оправдываются

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)