АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

XII. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. I. Классическая теория.
  4. II. Квантовая теория А. Эйнштейна.
  5. III. Теория П. Дебая.
  6. IV. Профиль физического развития
  7. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  8. Акмеологический период развития.
  9. Анализ спроса и предложения( теория спроса и предложения)
  10. Аномалии развития лицевого черепа
  11. Аномалии развития мозгового черепа

ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ – при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее – с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее – это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обла­дая относительной самостоятельностью, влияет на внут­реннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.

ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и раз­вития всякого объекта. Возможность есть что-то факти­чески существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность мо­жет реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится действительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализует­ся вовсе, либо реализуется частично. Возможность и дей­ствительность не существуют друг без друга, и при опреде­ленных условиях возможность переходит в действитель­ность. Возможность может быть формальной и реальной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.

ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – различают субъективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диалога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое лежит в основе подлинной духовной действительности, разворачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трём законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм), поэтому здесь диалектика – это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития присущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диалектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд постулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалектика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕ­ОБЩЕЕ) – философские категории, выражающие соот­ношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управля­ющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуаль­ное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обы­денное сознание находит между ними немало общего, сход­ного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимосвязи и закономерности, прису­щие целым областям и сферам действительности. Таким об­разом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управля­ющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двига­ясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность, объективную реальность.

ЗАКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями

в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно которому изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство – явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ-НОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности.

КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО – философские ка­тегории, отражающие важные стороны действительности. Качество — система существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Так, важнейшие свойства живых существ — это обмен веществ, способность к росту и размножению; человека — наличие сознания и способность к общественно полезному виду дея­тельности. Качеством в философском смысле обладают не только предметы человеческой деятельности, но и любой объект в мире. Качество обнаруживает себя при сопоставле­нии одного объекта с другими. Наряду с основным, сущностным качеством у объекта могут быть и дополнительные (несущественные): один и тот же человек в различных об­ластях деятельности выступает в разных качествах — инже­нера, спортсмена, музыканта и т. д. Изменение качества объекта в процессе его развития происходит не сразу, а пу­тем накопления новых свойств, которые до поры до времени не являются существенными, однако с ростом их числа иг­рают все более заметную роль.

Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на од­нородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей объекта или разных объектов – отличительный признак количества. Количество характери­зуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств. Различия между предметами, не подобными друг другу, имеют качест­венный, а между подобными — количественный характер. Количественные изменения в объектах не сразу приводят к изменению качества, это происходит лишь при нарушении меры.

МЕРА – категории, выражающие органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не разли­чали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпретировать как своего рода пределы, в которых какое-либо качество при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменению качествен­ных характеристик. Эти границы и есть мера.

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отра­жает связи, имеющие причину в самом том процессе, в ко­тором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализует­ся обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями ка­кого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процес­се случайность может и не произойти. Необходимость и слу­чайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необхо­димости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. – роковой) преувеличивает или вообще абсолю­тизирует роль необходимости, воплощенной в законах приро­ды и общества; волюнтаризм (от лат.– воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ – философские кате­гории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений, процессов действительности. Причина – это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следст­вие – результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все яв­ления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определен­ное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следст­вием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лат. движение вперед и движение в обратную сто­рону) – понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс – тип (форма), на­правление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объек­та. Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – категория диалектики для обозначения таких явлений, предметов их сторон, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимо­проникают и – при определенных условиях – пере­ходят друг в друга. Единство определенных противоположность образует противоречие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) – философ­ская категория, выражающая в законе единства и борьбы противоположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии — его источник, – противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие мо­жет быть выражено формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разре­шения многообразных противоречий, среди которых решающую роль играют внутренние противоречия. данного предмета. Противоречия есть всегда в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь со­стояния, количественные параметры, характер противоречия, их место и роль в системе. Формы (виды) противоречия выделяют­ся по самым разным основаниям: внутренние и вне­шние, основные и неосновные, природные и соци­альные, материальные и идеальные (духовные) и т.п.

РАЗВИТИЕ – категория диалек­тики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возник­новение качественно нового объекта (или его состоя­ния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных измене­ний, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречи­вость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть са­модвижение, саморазвитие.

СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его раз­личие или общность (сходство) с другими предмета­ми. (протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отно­шений к свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает бесчисленным коли­чеством свойств, единство которых является ее качеством. Различают: внут­ренние и внешние, существенные и несуществен­ные, необходимые и случайные, главные и вто­ростепенные свойства.

СИСТЕМА (от греч. целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее оп­ределенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в не­которых случаях, развития системы. В онтологическом смыс­ле понятие системы выражает упорядоченность и целост­ность бытия, в гносеологическом — выра­жает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуще­ствляется по следующим основным принципам: 1) це­лостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют сле­дующие типы систем: а) материальные (неорганическая приро­да и живые систе­мы) и абстрактные (научные системы, поня­тия, теории, гипотезы); б) статичные (с тече­нием времени не меняются) и динамичные (изменя­ются во времени); в) по характеру вза­имодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые.

СКАЧОК – философская категория, выражающая ко­ренное, качественное изменение предмета, превраще­ние старого качества в новое в результате количе­ственных изменений. Этапы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывности количествен­ных изменений прежнего явления, а не количествен­ных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происхо­дят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их раз­решение; 4) единство бытия и небытия, возникнове­ние нового и уничтожение старого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а отрицается диалектичес­ки, с удержанием всего ценного, положительного. Скачки могут раз­личаться: а) по формам движения материи; б) по вре­мени их протекания – «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии – прогрессивные и регрес­сивные.

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА – характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выража­ет единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс, а форма – способ их связи, система внут­ренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как от­ражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сто­рону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность.

СТАНОВЛЕНИЕ – категория, выража­ющая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним катего­рии развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляю­щий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется пе­реход от старого к новому, его рост, упрочение и пре­вращение в целостную развитую систему.

СТРУКТУРА (от лат. строение, располо­жение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождествен­ность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инва­риантный аспект системы. Категория структуры является раз­витием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относитель­но неизменным при различных преобразованиях сис­темы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ – философские категории, где сущность – это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей сторо­не, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупнос­ти всех его различных форм (единство многообразно­го), а явление – категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, обнаружения; б) любое формообразо­вание в его целостности, то есть здесь термин «явления» упот­ребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажимость) – сущность в не­адекватной, искаженной форме (напр., видимое дви­жение Солнца вокруг Земли). Сущность и явление находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает своё существование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюдению.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)