|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯБЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта, то, что мы не осознаём. Гипотезу о бессознательном высказывает Лейбниц, развивает Бергсон и делает особым учением Ф.Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательное, подсознание и сознание. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от лат. потенциальный, возможный), нематериальное бытие объективных сущностей либо субъективных образов, противопоставляемое материальному бытию вещей и явлений в пространстве и времени. Виртуальная реальность – вневременна, бесплотна, поэтому данное понятие приблизительно совпадает по значению с понятием идеальной реальности. Виртуальная реальность также может трактоваться как искусственная реализация в знаково-графической форме какой-либо мыслительной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в естественной реальности; таким образом, она понимается как искусственно реализуемая возможность. ВИТАЛИЗМ (от лат. жизненный) – совокупность идеалистических течений в биологии, согласно которым жизненные явления объясняются действием, якобы присущего в организмах особого нематериального начала – жизненной сила», «души», «энтелехии» и др.). Эта сверхъестественная сила контролирует форму, развитие, а также функционирование организма. Элементы витализма содержаться в учениях Платона и Аристотеля. Витализм утрачивает свою значимость по мере того, как прояснялась химическая и физическая природа все большего количества биологических феноменов. ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческоевоображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и технику. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт. ИДЕАЛЬНОЕ – это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное – это противоположность материального. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным. МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) – структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов; особая общность между познающими субъектами (условие взаимодействия и передачи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял попытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из которых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вводит понятие «жизненного мира» – духовного образования, которое служит основой интерсубъективности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и феноменологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпретируется как внутренняя социальность индивидуального сознания. Шюц рассматривает интерсубъективность в свете двух правил интерпретации социальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения социальной теории). МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира, это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления – рассудок и разум. ОТРАЖЕНИЕ – это фундаментальное свойство всей материи воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. Зависимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организация последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая форма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У высших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представлений. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувственного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отражения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и составляет фундамент сознания. ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности личности при решении творческих задач. РАЗУМ (как диалектическое мышление) категория, выражающая высший уровень мышления, который характеризуется творческим оперированием абстракциями и сознательным исследованием их природы в форме саморефлексии. Только на уровне разума мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума – выявление закономерностей, коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации. РАССУДОК (как формальное, статичное мышление) – категория, выражающая исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями происходит на основе стандарта. Способность рассудка – последовательно рассуждать, правильно строить мысли и чётко их классифицировать, систематизировать факты, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повседневному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логика рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ведет к метафизике. РЕФЛЕКС – бессознательная и автоматическая реакция нервной системы человека на внешнее раздражение. Различают: спонтанные, естественные, безусловные, или врожденные, рефлексы – то есть рефлексы, присущие организму от рождения, как результат строения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Основоположник изучения условного рефлекса был Павлов. Рефлекторная реакция противоположна продуманной деятельности. РЕФЛЕКСИЯ (от лат. отражение) – направленность на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии понимания рефлексии. Специфические версии рефлексии были предложены в психологии и социологии. В психологии – процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии – не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологическая социология, этнометодология и др.). В этом смысле рефлексия – процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривыми», то есть неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет рефлексии и точку зрения «другого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). САМОСОЗНАНИЕ – акт непосредственного обращения сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира. СЕРДЦЕ – библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце – это средоточие душевной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалится, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одновременно и центр нравственной жизни, в нем коренится любовь к Богу и людям; оно же является источником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни человека. Сердце объединяет чувственное и рациональное, природное и культурное, мужское и женское, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фантазии. СНОВИДЕНИЕ – это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует его как способ формирования будущего поведения. Для ума сон – это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон – это что-то вроде предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Сновидение – это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна – это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необходимая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия. СОЗНАНИЕ – однаиз основныхкатегорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признаёт наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уровнем психической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодостоверного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом отношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольно-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собственного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые образования сознания идеальны и не выводимы из психики, несмотря на то, что оно посредством акта восприятия относится к реальному предмету. Сознание тесно связано с процессами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свойство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи сознания человек выделяет себя из окружающей среды и, воссоздавая ее в форме психических образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происходит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматривается как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание являетсяединствам материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека. СОЗНАТЕЛЬНОЕ – в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное – сознательное), то есть то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное – это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психического аппарата. По мнению Фрейда, большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательном длительного изменения его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического. ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное выражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавал» информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством общения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |