|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фома Аквинский о единстве свободы воли и благодати Бога
Эти моменты предопределенности, независимости загробной судьбы людей от земной их жизни, ярко представленные в сочинениях Августина, были впоследствии смягчены католической церковью, поскольку последовательное проведение указанных моментов в жизнь лишало католическую церковь многих рычагов, с помощью которых она могла воздействовать на нравы и образ жизни верующих. Поэтому она развивала, обобщенно говоря, учение, согласно которому христианин спасается, конечно, волей Бога, но на решение Бога влияют исполнение этим человеком добрых дел, праведность его образа жизни, молитвы и т.п., а также многочисленные ходатаи (в частности, священослужители той же католической церкви). Такое учение делало решение Бога более понятным для рядового верующего. Оно утверждало определенную значимость собственных усилий человека для успеха в деле его спасения. Можно сказать, что это учение характеризуется некоторой формой компромисса между принципами автономии и теономии. Такой компромисс прослеживается, например, в воззрениях Фомы Аквинского (1225-1274). В «Сумме теологии» он указывает: «Человек обладает свободным произволением, иначе советы, увещевания, приказы, запрещения, награды и наказания были бы тщетны». С другой стороны, он подчеркивает, что «свободного произволения недостаточно … если оно не движимо Богом и не получает от Него помощи» (см. Фома Аквинский. Учение о душе. М., 2004, с. 206, 207). Излагая учение великого средневекового богослова и философа о единстве свободы воли и благодати Бога, современный польский философ Войцех Гертых пишет: «Для развития личной свободы и подтверждения добродетельности своего свободного выбора человек нуждается в поддержке благодати» (Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994, № 1, c. 94). И далее он поясняет это единство следующим образом: «Свободный выбор осуществляется в соответствии с естественной склонностью к благу, но он (человек – В.Ф.) не располагает достаточными ресурсами для достижения этого блага. Как для женщины естественно вынашивать ребенка, но она не может выполнить своего естественного предназначения без вмешательства мужчины, точно так же человеческой природе необходима благодать, чтобы она смогла достичь своего естественного совершенства» (там же). Разумеется, говоря о единстве свободы воли человека и благодати Бога, Фома Аквинский не может не подчеркнуть решающей роли последней: «Только Бог, в силу того, что он является создателем человеческой воли, может действовать так, что акт воли становится одновременно и человеческим и божественным … Духовная жизнь состоит в осуществлении творчески свободных актов выбора, основанных на поддержке благодати, которая познается только в вере. Эта божественная поддержка выявляет акты, проистекающие из зароненной добродетели, и хотя эти акты осуществляются людьми, они в сущности своей сверхестественны» (там же).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |