|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бесконечность и бессознательное
А сейчас необходимо сказать, что бесконечный универсум некоторыми гранями своими открывается еще одному уровню человеческого духа. Мы имеем в виду тот его уровень, который принято характеризовать понятием "бессознательное". Представления о бессознательном, имеющие место в философии и психологии, разнообразны и противоречивы. Нам близка точка зрения, согласно которой бессознательное есть некое изначальное, исходное образование, на основе которого вырастает и существует сознание. Если сознание назвать духовным космосом человека, то бессознательное следует назвать духовным хаосом его. Сознание (духовный космос) и сфера бессознательного (духовный хаос) в человеке неразрывно связаны друг с другом. В нормально действующем духе человека сознание и бессознательное уравновешивают и поддерживают друг друга. Но в тех или иных случаях происходит подавление одного другим, в частности, - сознания бессознательным. Этот уровень бытия духа - бессознательное - аналогично другим уровням его (рассудку, разуму) также является формой самораскрытия некоторого уровня бытия универсума. Конкретнее, разум есть форма самораскрытия того уровня бытия универсума, который представляет собой единство конечного и бесконечного. Об этом уровне бытия мы будем говорить в следующей главе. Рассудок, как уже отмечалось, есть форма самораскрытия такого уровня бытия универсума, который охарактеризован мной с помощью термина "конечное как таковое" и описан моделью, названной миром Лапласа. Кроме того, в рассудке открываются определенные аспекты уровня бытия универсума, который мы обозначили термином "бесконечное как таковое" и описывали с помощью миров Парменида и Кратила. Бессознательное, как уровень бытия духа, есть также форма самораскрытия этого уровня бытия универсума (уровня бытия "бесконечного как такового"). Но если рассудку доступны лишь "полюса" бесконечного как такового, представленные мирами Парменида и Кратила, то в бессознательном бесконечное как таковое присутствует во всей его полноте. Это звучит парадоксально. Действительно, как может где-то, в чем-то присутствовать бесконечное как таковое, ведь оно не может быть "упаковано" куда-то, во что-то, поскольку оно повсюдно беспредельно, бесконечно. Но дело-то как раз в том, что именно таким беспредельным, бесконечным в сфере духа и является, по нашему мнению, бессознательное. Посредством бессознательного человек (человеческий дух) слит с беспредельным, с бесконечным как таковым. Бесконечное как таковое дано человеку через бессознательное, но эта данность не может быть полностью рационализирована, не может быть передана языком рассудка и разума. Рассудку и разуму уровень бытия бесконечного как такового не дан, он задан им как вечная загадка. Рассудок и разум, таким образом, сталкиваются с иррациональным в пределах самого человеческого духа. Наличие в духе человека иррационального, бессознательного является важнейшим фактором, стимулирующим, в частности, становление религиозных и мистических форм мировоззрения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |