|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процессуальность универсума
Процессуальность универсума – все многообразие разноуровневых и разнокачественных процессов (движений, изменений, превращений), свойственных универсуму (различным его уровням и фрагментам). Уже у древних атомистов формируется идея о разнообразии форм процессуальности (движения). Они говорили о первоначальном (хаотическом) движении атомов, о вихреобразном движении, в результате которого осуществляется упорядочение и сцепление атомов, приводящее к рождению миров, о движении атомов, объясняющем явление испарения тел (сложенных из атомов). Аристотель также писал о различных видах процессуальности (изменения): изменение субстрата (возникновение или исчезновение); изменение качества (превращение); изменение количества (возрастание или убывание); изменение места (перемещение). В 17-18 веках в период формирования точного естествознания (механики, прежде всего) получил развитие механицизм – учение, согласно которому все формы движения в принципе можно свести к механическому движению, к пространственным перемещениям и перегруппировкам неизменных атомов. Механицизм, как крайняя форма редукционизма в истолковании процессуальности универсума, подвергался справедливой критике как в пределах науки, так и представителями различных философских школ. Так, например, Ф. Энгельс, основываясь на гегелевской классификации форм объективности (механизм, химизм, телеология (организм)), развивает учение о качественном многообразии и взаимосвязи различных форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной). Это учение детализировалось и совершенствовалось позднее в трудах многих авторов, работавших в русле диалектического материализма. Большое внимание в науке и философии было уделено осмыслению такой специфической формы процессуальности, какой является развитие. Так, Гегель в своем учении о диалектике (диалектическом) дает весьма содержательное понимание процесса развития. Следует, впрочем, иметь в виду, что развитие в собственном смысле этого слова Гегель истолковывал очень узко. Развитие в этом смысле есть, по Гегелю, движение понятия, посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе (см.: Энциклопедия философских наук. Т.1., 1974, с. 343). Диалектические разработки Гегеля нашли свое продолжение у создателей и сторонников материалистической диалектики как философского учения о развитии. Чрезвычайно интенсифицировало процесс философского осмысления развития создание эволюционного учения Ч. Дарвином, ускорение общественного развития в ХIХ-ХХ веках, а также обнаружение различными науками процессов развития, по сути, на всех этажах мироздания. Значительный вклад в совершенствование научного описания процессов развития вносит в последние десятилетия синергетика (научное направление, исследующее процессы самоорганизации в системах различного типа). Свое понимание развития предложили создатели концепции эмерджментной эволюции (С. Александер, К. Л. Морган). Они уделили главное внимание исследованию проблемы возникновения нового (нового качества, в частности). Сходные представления развивал А. Бергсон, выдвинувший идею о «жизненном порыве» как источнике новообразований. Если принять модель, согласно которой бытие универсума представляет собой единство трех уровней (см. статью «универсум»), то каждому уровню бытия универсума соответствует свой специфический тип процессуальности. Уровню бытия конечного как такового свойственно функционирование: циклическая процессуальность, которой характерна однозначная связь между ее различными фрагментами, не ведущая к появлению нового и утрате старого. Уровню бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным, свойственно развитие (инновационная, необратимая, многокачественная процессуальность). Уровень бытия бесконечного как такового двойственен. С одной стороны, он абсолютно самотождествен и характеризуется полным отсутствием всякой процессуальности (абсолютным покоем). С другой стороны, он абсолютно несамотождественен и осуществляет хаотическую процессуальность. В рамках таких онтологических представлений любой фрагмент универсума одновременно осуществляет все указанные типы процессуальности. Мы пишем об этом подробнее в последующих главах (см. главы 9-11).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |