АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мартин Лютер о рабстве воли

Читайте также:
  1. В чем заключается разница между кальвинизмом и лютеранством?
  2. Лютеранство в современном мире
  3. МАРТИН БОРУЛЯ
  4. От Мартина не скроешься
  5. Протестантизм. Учение Мартина Лютера. Кальвинизм. Англиканство.
  6. Реформация в Германии после смерти Лютера
  7. Реформация. Протестантизм и его философские аспекты (М.Лютер, Ж. Кальвин).

 

По цитированным фрагментам можно судить, что “Диатриба, рассуждение о свободной воле” написано Эразмом осторожно, взвешенно, в духе компромисса. Но и она вызвала гнев основателя протестантизма Мартина Лютера (1483-1546), противопоставившего эразмовой “Диатрибе” свое сочинение с названием открытым и бескомпромиссным: “О рабстве воли”. Как и следует из названия, он в этом произведении провозглашает, что “свободная воля – пустой звук” (О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986, c. 369). Аргументы его достаточно убедительны для людей религиозных. Он исходит из того, что «Бог всемогущ не только силой своей, но … делом своим». «Иначе, - говорит Лютер, - Он был бы достоин смеха». Лютер не сомневается также в том, что Бог «все знает и все предвидит и не может ни ошибиться, ни обмануться». Приняв эти два положения, - утверждает Лютер, - необходимо принять и их неизбежное следствие: «Ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости … Мы ничего не делаем по свободной воле, но все – в зависимости от предвиденья Божьего и от того, как Он творит по непогрешимой и неизменной Своей воле» (там же, c. 446). Впрочем, Лютер не отрицает полностью свободу воли человека. Но эта свобода, скажем так, очень уж относительна. Во-первых, «свободная воля не способна ни к чему, кроме зла …» (там же, c. 436). Во-вторых, «свободная воля сама по себе у всех людей – это царство сатаны» [там же, c. 429]. Так что свободная (злая) воля человека свободна лишь по видимости, а на самом деле она управляется сатаной. Наконец, и это самое важное, эта самая свободная (злая) воля человека, управляемая, как уже сказано, сатаной, в действительности определяется волей Бога. Лютер говорит об этом, когда разъясняет слово Божье: «Я ожесточу сердце фараона». Это ожесточение происходит, по Лютеру, следующим образом: изнутри, в силу общего движения Бог будет направлять злую волю так, как это самой ей свойственно [там же, c. 436]. Поскольку в этом месте, очевидно, многие станут спрашивать: «Почему Бог не воспользуется своим всемогуществом и не направит волю людей на добрые дела?» - постольку Лютер прибегает здесь к аргументу “неотразимому”: «Это входит в тайны Его величия, потому что неисповедимы суждения Его. Нам же следует не спрашивать об этом, но чтить эти тайны» (там же, c. 437). К этому аргументу Лютер прибегает неоднократно в тех ситуациях, когда исчерпываются рациональные аргументы, защищающие его позицию. Сколько раз на протяжении рассматриваемого сочинения он обрушивается на разум, на тех авторов, которые пытаются с помощью разума постичь Бога и его деяния. Так, он пишет, что «человеческий разум мелет одни только глупости и вздор, особенно тогда, когда принимается высказывать свою мудрость в делах священных» (там же, c. 379). Он постоянно подчеркивает несоизмеримость Бога и человека. «Существует ли что-нибудь более противоположное, чем дела небесные и дела земные? – И, подразумевая отрицательный ответ на поставленный вопрос, продолжает. – Значит, глупость сама себя выдает, раз она о Боге мыслит так же, как и о людях» (там же, c. 379). В другом месте: «Он – Бог, для Его воли нет причин или объяснений, которые предписывали бы Ему правила и меры, потому что нет ничего равного Ему, ни того, что превыше Его, но сам Он – правило для всего. Ведь если могли бы существовать для Его воли какие-нибудь правила и меры или какие-нибудь причины и объяснения, то она не была бы уже воля Божья» (там же, c. 437). Так что человек не только не должен, он и права не имеет доискиваться до смысла божественных желаний и деяний. Человек, по Лютеру, просто должен верить в то, что только Бог праведен, мудр и справедлив. Бог непостижим для разума, но именно потому и нужна вера. «Если бы я мог, - восклицает Лютер, - хоть каким-нибудь образом уразуметь, как это Бог милосердный и справедливый являет нам столько гнева и несправедливости, то не было бы нужды в вере» (там же, c. 330). Разум и вера, по Лютеру, едва ли не исключают друг друга. Для веры достоверно и несомненно то, что нелепо для разума. «Исключив веру, - пишет об этом Лютер, - разум хочет ощупать, увидеть, понять, каким это образом Бог добр, а не жесток. А понятно это было бы ему только в том случае, если о Боге говорили бы вот так: Он никого не ожесточает, никого не осуждает, а всех милует и спасает, и уничтожена будет преисподняя, отброшены страх перед смертью, никто не станет бояться никакого возмездия! Оттого-то разум так и спорит, чтобы оправдать Бога и отстоять Его справедливость и доброту. Но вера и дух судят иначе: они верят, что Бог добр, даже если Он погубил всех людей» (там же, c. 430).

Итак, смиренно верить в непостижимого и всемогущего Бога – вот к чему зовет нас Лютер. Его Бог все ведает и все предопределяет, никакой свободной воли у человека нет. Первородный грех погубил всех людей. Человек абсолютно бессилен в деле своего собственного спасения. Спасти человека может только Бог. «Бог, - резюмирует Лютер, - доподлинно обещал свою благодать смиренным, т.е. тем, кто поверил в свою погибель и отчаялся в себе. Однако человек не может полностью смириться до той поры, пока он не знает, что его спасение нисколько не зависит от его собственных усилий, стремлений, воли или деяния, а целиком зависит от воли, усилия, желания и деяния другого, а именно, от одного лишь Бога. Ибо, коль скоро человек убежден, что он хоть что-нибудь может сделать для своего спасения, он пребывает в самоуверенности и не отчаивается в себе полностью, не смиряется перед Богом, но воображает, что существует какое-то место, время, доброе дело, и надеется или, по крайней мере, желает с их помощью обрести спасение. Тот же, который действительно нисколько не сомневается в своей полной зависимости от воли Божьей, кто полностью отчаялся в себе, тот ничего не выбирает, но ждет, как поступит Господь. Он ближе всего к благодати, к тому, чтобы спастись» (там же, c. 329). Несколько иное учение о предопределенности развил другой виднейший деятель Реформации: Жан Кальвин (1509-1564). Подобно Августину, он полагал, что Бог еще до сотворения мира определил, кто из людей спасется, а кто обречен на вечные муки; никакие усилия человека в земной жизни не могут изменить этого решения Бога. Грехопадение, утверждал он, полностью повредило человеческую природу. Люди утратили свободу воли (к совершению добрых поступков) и возможности богопознания (см. об этом в разделе 4.22.3.).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)