АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Универсум

Читайте также:
  1. О различных формах памяти универсума
  2. Процессуальность универсума
  3. Различные миры/универсумы
  4. Темпоральность универсума
  5. Трехуровневого универсума
  6. Уровни бытия универсума и уровни человеческого духа

 

Универсум (лат. universum, summa rerum) – «все имеющееся», «все, что существует»; субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть совокупность всех (разнообразных) миров. Так, например, античные атомисты говорили об универсуме как множестве возникающих, пребывающих и разрушающихся миров. Г. В. Лейбниц рассматривал универсум как множество всех возможных миров. Из этого множества миров реальным является, по Лейбницу, только наш («наилучший из возможных миров») мир, а остальные – только возможны (поскольку их можно логически непротиворечиво помыслить). В некоторых отношениях понятие универсума сближается с понятием Абсолюта (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный), обозначающим основу мира, полноту бытия, творческое первоначало мира, слитность субъекта и объекта. Понятие универсума близко по содержанию также содержанию понятий «природа» (в широчайшем смысле этого слова) и «Вселенная» (применяемого чаще всего в естествознании). Как правило, универсуму приписывается единство, целостность. Так, например, немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) утверждал, что универсум является «абсолютной тотальностью» («абсолютным субъектом»). Одна сторона абсолютной тотальности – это природа, а другая – мир духа. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) понимал универсум как «все имеющееся» и считал его единым целым. Если же «все имеющееся» не является целым, а составляет множество «различных целых», то его («все имеющееся») он предлагал называть мультиверсумом. Представляется, что единство, целостность (тотальность) универсума трудно согласовать с его бесконечностью (неисчерпаемостью). Скорее всего, утверждение единства, целостности универсума является своеобразным реликтом картины мира, сформировавшейся в лоне монотеистической религии. Если оперировать характеристиками «конечное» и «бесконечное», то можно ввести в рассмотрение онтологическую модель, в которой представлены три уровня бытия универсума. Первый из них – это уровень бытия конечного как такового. Второй уровень бытия универсума – это уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Наконец, третий уровень – это уровень бытия бесконечного как такового. Эти уровни характеризуются качественно различающимися процессуальностью, темпоральностью и особенностями детерминации. Универсум представляет собой также единство космоса (порядка, организации, закономерности, соразмерности, гармонии) и хаоса (беспорядка, дезорганизации, отсутствия законов, дисгармонии). Более подробно трехуровневая модель бытия универсума изложена в девятой, десятой и одиннадцатой главах книги.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)