АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гносеология Иммануила Канта

Читайте также:
  1. III. Перечень отчетной документации студента-практиканта
  2. IV. Гносеология и праксеология
  3. XIV. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
  4. Геометрия молекулы токсиканта
  5. Гносеология
  6. Гносеология
  7. Елементи стихійного матеріалізму, діалектики, логічного дослідження в період до критичної творчості Канта.
  8. Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм, априоризм и агностицизм философии И. Канта. Этика Канта.
  9. Концепция субъекта в философской системе канта
  10. Критика априоризма И. Канта
  11. Общая схема характеристики студента-практиканта

 

Субъективистская позиция Дж. Беркли, чреватая крайней формой субъективного идеализма, солипсизмом, была подвергнута критике И. Кантом, предпринявшим попытку создания гносеологии, в которой соединяются некоторые моменты созерцательного и конструктивистского подходов. По Канту, воззрения Дж. Беркли есть догматический идеализм, утверждающий, что вещи есть «простая видимость» и «плод воображения» (см.: Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 67, 175). Свои философские взгляды И.Кант характеризует как трансцендентальный идеализм и раскрывает его суть в следующий словах: «… Все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т.е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом» (Кант И. Указ. соч., с. 305-306). Попытаемся схематически, очень кратко показать, как И. Кант в своей системе трансцендентального идеализма осуществляет синтез созерцательности и конструктивизма.

Итак, согласно Канту, «всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства …” (Там же, с. 32). На первый взгляд, мы имеем дело с отчетливо выраженным созерцательным подходом к познанию: внешние предметы, действуя на органы чувств человека, вызывают ощущения, восприятия, представления… Однако продолжим чтение «Критики чистого разума». «Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, - подчеркивает Кант, - что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой …» (там же). Кант уверен, что не «вполне возможно», а необходимо имеет место следующее: наше знание определяется не только представлениями, диктуемыми воздействием предметов на наши органы чувств, но и нашей собственной познавательной способностью. В этом – конструктивистском, по нашей терминологии, - элементе своей гносеологии Кант видит революционное изобретение, сравнимое (для философии) по своей значимости с коперниканским переворотом в астрономии. Он пишет в этой связи: «Здесь (в метафизике – В.Ф.) повторяется то же, что с первоначальной мыслью Коперника: когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, то он попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя. Подобную же попытку можно предпринять в метафизике, когда речь идет о созерцании предметов. Если бы созерцания должны были согласовываться со свойствами предметов, то мне непонятно, каким образом можно было бы знать что-либо a priori (a priori - с латинского – из предшествующего – знание, предшествующее опыту и не зависимое от него) об этих свойствах; наоборот, если предметы (как объекты чувств) согласуются с нашей способностью к созерцанию, то я вполне представляю себе возможность априорного знания» (там же, с.33).

В приведенном фрагменте содержится указание на основание конструктивизма гносеологии Канта: созерцательная, опытно–индуктивистская гносеология не может объяснить наличие в составе человеческого знания всеобщих и необходимых суждений. «Опыт, - указывает Кант, - никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)…» (там же, с. 33). Но присутствие всеобщих и необходимых суждений в составе научного знания (в естествознании и математике) Канту представляется несомненным. Ведь такими – всеобщими и необходимыми – суждениями являются с формальной стороны законы науки, а без законов науки потеряли бы право так называться. Но такие суждения, по Канту, могут быть только априорными. «Если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее … то оно, - утверждает Кант, - не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение … Необходимость и строгая всеобщность суть верные признаки априорного знания …» (там же). Далее Кант обнаруживает, наряду с априорными суждениями, также априорные категории рассудка (единство, множество, цельность, реальность, отрицание, причинность, существование…) и априорные формы чувственности (пространство и время).

После этого процесс познания предстает перед Кантом в следующем виде. «Вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают в нас ощущения (это уже отмеченный мной элемент созерцательности в его воззрениях). Но само по себе множество единичных, не связанных друг с другом ощущений не есть, конечно, знание. Оно может стать знанием только через упорядочивающую и конструктивную деятельность «познавательной способности» субъекта, прежде всего через использование субъектом априорных форм чувственности и рассудка (конструктивистский элемент в воззрениях И. Канта). А именно: во-первых, априорные формы чувственности приводят все данные ощущений в некоторый наглядный порядок (располагают предметы и процессы как объекты чувств в пространстве и во времени) и, во-вторых, априорные категории рассудка еще раз на новом уровне связывают и упорядочивают эти чувственные данные. Например, на основе категорий рассудка мы полагаем, что один факт есть причина другого, что связь между этими фактами необходима и т.д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)