|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мифологическое мировоззрениеСамым ранним из известных нам типов мировоззрения является мифическое мировоззрение. Мифология – единственно возможный способ восприятия мира древним человеком, это – первая форма духовной культуры человечества. Мифология – это единство осмысления и эмоционального восприятия мира. Уровень индивидуализации, обособления древнего человека от природы и общества был столь низок, что он, с одной стороны, воспринимал мир по аналогии с самим собой (антропоморфизация мира), а, с другой стороны, - воспринимал себя как проявление мировых стихий. Мифы (от греческого слова mythos – предание, сказание) разных народов при всем их гигантском разноообразии обнаруживают повторяющиеся темы и мотивы. Это, конечно, не случайно, а свидетельствует о представленности в мифах всех народов сущностных, а потому общих, устойчивых, повторяющихся, черт образа жизни архаических сообществ. Так, центральной для мифов многих и многих народов является группа мифов о происхождении мира, богов и людей. Важное место в мифологии занимают мифы о происхождении принятых в данном сообществе обрядов и обычаев, а также календарные мифы. Своеобразие мифов состоит, прежде всего, в том, что для сообщества людей, в котором эти мифы приняты, их содержание воспринимается как реальность, даже как высшая реальность. Мифы, с точки зрения соответствующего сообщества, не выдумка, не измышление людей, а самая настоящая, правда. Для носителей мифологического мировоззрения, по сути, нет границы между реальным (естественным) и сверхъестественным: реальное для него сверхъестественно, а сверхъестественное – реально (естественно). Впрочем, здесь, видимо, точнее оперировать не понятиями реального (естественного) и сверхъестественного, а понятием сакрального. Сакральное (священное) – основное понятие для характеристики мифологического мировоззрения. Разумеется, мы не можем здесь подробно обсуждать содержание этого понятия. (См. об этом в книге Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.) Для нас здесь достаточно будет подчеркнуть, во-первых, что сакральное вызывает у человека чувства восторга и ужаса одновременно и, во-вторых, что в архаическом обществе все было сакральным. Важно иметь в виду также, что мифы не только описывали и объясняли архаическому человеку мир, но пронизывали и определяли всю его жизнь. Они служили схемами деятельности этого человека и древнего сообщества, они задавали образцы их поведения. Другая характерная черта мифов передается с помощью термина синкретизм (от греческого слова sinkretismos – соединение). Синкретизм мифического мировоззрения означает, что в нем слиты воедино, существуют в нерасчлененном, зародышевом виде все позднее развившиеся в самостоятельные формы духовной жизни феномены. Речь идет о таких позднейших формах духовной жизни общества, как искусство, религия, мораль, философия и т.д. Синкретизм мифического мировоззрения соответствовал господствовавшему в данную эпоху регулятору общественной жизни - традициям, а также роевому характеру этой жизни. Синкретизм мифического мировоззрения является следствием детской неразвитости (а потому нерасчлененности) духовных способностей, духовных сил человека эпохи традиционного общества. Мифическое мировоззрение сформировали те духовные силы человека, которые, определившись и развившись, позднее получат название «вера» и «разум», «эмоции» и «воображение», «чувства» и «воля». Они существовали тогда в единстве друг с другом, в нерасчлененном, зародышевом виде. Сказанного достаточно, чтобы понять, что мифическое мировоззрение, при всей его привлекательности и многовековой стабильности, неизбежно размывалось и взламывалось процессом развития человека и общества. В ходе этого развития на смену первобытной целостности и неспециализированности духовных сил человека пришли их специализация и часто односторонний прогресс. Вместе с этим мифическое мировоззрение было потеснено другими типами мировоззрения: религиозным и философским (см. об этом в главе 3).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |