|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Познание и знание как формы данности бытия бытиюВ контексте онтологического обоснования познания и знания можно предположить, что дух человека – это не единственное «место», где раскрывается (самораскрывается) универсум. Видимо, в некотором смысле универсум открывается повсюду, поскольку бытие универсума - это и есть его самораскрытие. Здесь можно провести параллель со знаменитым высказыванием Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Это высказывание имеет два связанных между собой уровня содержания. Первый из них, по сути, очевидный таков: через мышление мы убеждаемся в собственном бытии, то есть акт мышления свидетельствует о нашем бытии, акт мышления открывает нам наше бытие. Второй – фундаментальный – уровень содержания этого высказывания таков: само мышление является бытийственным актом, само мышление есть бытие. Интегрируя указанные два уровня содержания высказывания Декарта, можно утверждать, что мышление, с одной стороны, есть бытие, и оно же есть самораскрытие бытия, оно есть способ данности бытия бытию. В некотором смысле всякое бытие аналогично мышлению: оно есть бытие, и оно же есть самораскрытие бытия, оно есть данность бытия бытию; бытие есть акт саморакрытия, самоданности бытия. В таком случае следует предположить, что самораскрытие бытия осуществляется не только через мышление человека (или другого субъекта, обладающего сознанием), но и в самых разных формах. Иначе говоря, самораскрытие универсума многообразно: оно многоуровнево и многоформенно. К формам самораскрытия (бытия) универсума можно отнести, по сути, все его структуры, все взаимодействия его частей и фрагментов, все его свойства. В таком случае дух человека – это то «место», где универсум самораскрывается особенно многообразно. В частности, здесь он самораскрывается не только на уровне единичного, как это происходит в доинтеллектуальных системах (через их процессуальность и взаимодействие), но и на уровне различных степеней общности. Это проявляется в способности человека оперировать понятиями, знаниями различной степени общности. Именно обладание этим уровнем самораскрытия универсума позволяет человеку формулировать законы науки, говорить о сущности тех или иных систем и процессов и т.д. Эта способность человеческого духа является основой для возникновения и развития всех высших его достижений, прежде всего - науки и философии. Однако она же при прямолинейном ее использовании служит основанием претензий человека на обладание «всеобщими законами», «априорными знаниями» и т.п.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |