|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гегель о философии как «абсолютной науке»
Подход, подобный кратко описанному выше, мы находим, в частности, у Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Философия, по Гегелю, “подхватывает” материал, изготовленный специальными (“конечными”) науками, и преобразует его дальше. В каждой специальной науке самой по себе, в физике, например, считает Гегель, содержится знание уровня общего (и, следовательно, как уже сказано, - особенного). Такое знание находится здесь вне всеобщего, поэтому оно “раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи” (см.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975, с. 21). Именно философия приводит эти разрозненные знания уровня общего (особенного) во всеобщую связь. Именно философия показывает, что это общее (особенное) представляет собой самоопределяющееся, самоограничивающееся всеобщее, представляет собой божественную идею. Именно философия (“абсолютная наука”), пронизывая и организуя конечные науки, формирует систему наук, посредством которой вскрывается “наивнутреннейшая” (идеальная) сущность природы и социума, посредством которой осуществляется самопознание абсолютной идеи и достигается Истина. Разумеется, взаимоотношения философии и специальных наук как вида взаимоотношения всеобщего и общего, особенного у Гегеля, не следует истолковывать прямолинейно, рассудочно. Не следует думать, что Гегель утверждает дедуцируемость, логическую выводимость общего, особенного из всеобщего (в данном случае – специальнонаучного знания из философского) и возможность получения всеобщего из общего, особенного путем формально логического обобщения. Гегель прекрасно понимает ценность и необходимость эмпирических исследований. Необходимость таких исследований обусловлена, в частности, тем, что бытие природы и общества (объектов специальных наук), по Гегелю, «не соответствуют понятию». Поэтому он не исключает некоторой (пусть минимальной) степени автономности специальных наук и философии. Конечно, этот подход фиксирует некоторые реальные моменты во взаимоотношениях философии и науки на определенных этапах их развития. Действительно, философские основоположения (принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности…) выступают, как показывает история науки, в качестве ориентиров научного творчества. Они наполняются в процессе этого творчества плотью и кровью (материалом соответствующих специальных наук: биологии, астрофизики, геологии и др.), они стимулируют создание специальнонаучных теорий и концепций. Более того, на основе применения философских основоположений для осмысления объектов того или иного типа может сформироваться соответствующая специальная наука: известный из истории процесс “отпочкования” специальных наук от философии. В свою очередь, принципы и законы специальных наук не только подтверждают уже имеющиеся основоположения философии, но и требуют их уточнения, развития, формирования новых философских категорий и основоположений. Таким образом, у этого подхода есть очень привлекательная сторона: он намечает весьма простую, прозрачную, всеохватывающую систему наук. Науки здесь классифицируются и выстраиваются в единую систему по единому основанию: по степени их общности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |