АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия ХХ-го века

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  12. VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

ХХ-й век в развитии философской мысли характеризуется нарастающим разнообразием философских школ и направлений. Мы укажем здесь только наиболее влиятельные из них.

Феноменология. Это направление представлено главным образом Э. Гуссерлем (1859-1938) и его учениками и последователями, многие из которых позднее стали развивать оригинальные философские воззрения. Феноменология (учение о феноменах) нацелена на исследование не самого предметного мира, а его явления в сознании – феноменов. Основным свойством сознания здесь считается интенциональность (его направленность на предмет). Феноменология как раз и исследует интенциональную структуру сознания с его сущностными компонентами и во всех горизонтах. При этом выявляются такие взаимодополняющие аспекты интенциональности, как ноэзис и ноэма. Ноэзис – модус интенционального сознания, а ноэма – предметное содержание этого модуса.

Экзистенциализм. Представители этого течения стремились заменить классическую философию философией человеческого существования. Экзистенциализм чрезвычайно неоднороден. Так, например, специалисты говорят и об атеистическом экзистенциализме и о религиозном экзистенциализме. В Германии экзистенциализм представлен трудами К. Ясперса (1883-1969) и М. Хайдеггера (1889-1976), во Франции – Г. Марсель (1889-1973), М. Мерло-Понти (1908-1964), Ж.П. Сартра (1905-1980), А. Камю (1913-1960), в Испании – М. де Унамуно (1864-1936), в России экзистенциалистский тип философствования был свойствен Л. Шестову и Н. Бердяеву. Для экзистенциализма характерно внимание к конкретному человеку, “заброшенному” в равнодушный и часто враждебный по отношению к нему мир. В своем противостоянии миру вещей и другим людям человек испытывает чувства страха, тревоги, одиночества. В то же время он стремится сохранить свою индивидуальность, свободу, подлинность.

Персонализм. Развит трудами французского философа Э. Мунье (1905-1950) и его последователями, хотя истоки и существенные элементы персонализма можно усмотреть у многих религиозных мыслителей прошлого. Центральной проблемой персонализма является проблема человека, личности. Это и дало название данному учению (persona – личность). Причем, личность для персоналистов представляет собой единство трех составляющих: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности во внешнем мире. Интериоризация – духовный мир личности, ее внутренняя сосредоточенность. Экстериоризация и интериоризация, полагают персоналисты, определяются трансцендированием, соединяющим личность с высшими ценностями, с Богом.

Философская антропология. Среди ее создателей надо указать, прежде всего, М. Шелера (1874-1928). В произведении “Положение человека в космосе” (1928) он подчеркивает настоятельную необходимость построения единой концепции человека. Он указывал при этом, что сложившиеся представления о человеке (библейские представления о сотворении человека Богом по его (Бога) образу и подобию, античные представления о человеке как носителе разума, причастного Разуму (Логосу) космическому, представления о естественном происхождении человека посредством эволюции) основательно подорваны. Сам Шелер пытался достичь единой концепции человека на пути понимания человека как результата “взаимного проникновения первоначально бессильного духа и первоначального, могущественного, но слепого жизненного порыва”. Видными представителями философской антропологии являются также Х. Плеснер (1882-1985) и А. Гелен (1904-1976).

Философская герменевтика. Крупнейшим представителем ее является Г.Г. Гадамер (1900-2002). Опираясь на исследования предшественников (Ф. Шлейермахера, В Дильтея, М. Хайдеггера), он разрабатывает философскую герменевтику как философию понимания. При этом он рассматривает понимание в тесной связи с феноменом предпонимания. Носителем и предпонимания, и понимания является язык. Уподобляя историю своего рода игре в стихии языка, Гадамер рассматривает герменевтику в качестве наиболее адекватного средства постижения истории. Значительный вклад в развитие этого направления внесли и другие мыслители, в частности, французский философ П. Рикер (р. в 1913 г.)

Фрейдизм и неофрейдизм развит З. Фрейдом (1856-1939) и его последователями: А. Адлером (1870-1937), К.Г. Юнгом (1875-1961), Э. Фроммом (1900-1980) и др. Они пытались применить учение о различных видах и уровнях психических процессов (сознательных, подсознательных, бессознательных) и их взаимоотношениях как для объяснения душевной жизни отдельного человека, так и для анализа социокультурных явлений.

Аналитическая философия обращена главным образом к анализу языка. Среди представителей аналитической философии наиболее известны Д.Э. Мур (1873-1958), Б. Рассел (1872-1970) и Л. Витгенштейн (1889-1951). Они пытались представить философские проблемы в качестве лингвистических проблем и, соответственно, решать философские проблемы на основе анализа языковых выражений. В центре внимания философов данного направления находятся также проблемы соотнесения языка и сознания, с одной стороны, и языка и действительности, - с другой. Взгляды Б. Рассела и Л. Витгенштейна рассматриваются нами в разделах 1.1.4. и 3.18.3.3.

Первый период развития франкфуртской школы (30-50-е годы 20-го века), связанный с именами М. Хоркхаймера (1895-1973), Т. Адорно (1903-1969) и Г. Маркузе (1898-1979), может быть охарактеризован как неомарксистский. Главное внимание названные мыслители уделяют созданию критической теории общества. Их интерес направлен также на критику «проекта Просвещения», на разработку «негативной диалектики», на анализ репрессивных функций цивилизации. В русле идей франкфуртской школы начинали свой творческий путь выдающиеся мыслители наших дней К.-О. Апель (р. 1922) и Ю. Хабермас (р. 1929), создающих, соответственно, - трансцендентально-герменевтическую концепцию языка и теорию коммуникативного действия.

Структурализм сложился в двадцатых годах прошлого века. Представлен трудами К. Леви-Строса (р. в 1908 г.), М. Фуко (1926-1884), Р. Барта (1915-1980). Для этого – рационалистического - направления гуманитарной мысли характерно выявление структур различных объектов и процессов, применение методов формализации и математизации. Структуралисты добились значительных успехов при изучении языка, фольклора, мифов, религии, системы кровнородственных отношений и т.п.

Философия науки (современная эпистемология)представлена, прежде всего, критическим рационализмом К.Р. Поппера (1902-1994), концепцией научных революций Т. Куна (1922-1996), методологией научно-исследовательских программ И. Лакатоса (1922-1974), эпистемологическим анархизмом П. Фейерабенда (1924-1997), тематическим анализом науки Дж. Холтон (р. в 1922 г.). Названные мыслители подчеркивают значимость социокультурных факторов в развитии науки, значительное внимание уделяют изучению истории науки, стремятся учитывать вклад субъективного фактора в научное познание (см. об этом также главы 16, 19).

В последние десятилетия сложилось широкое и разнородное движение, обозначаемое понятием «постмодернизм». Авторы, принадлежащие к этому движению (Р. Барт (1915-1980), Ф. Гваттари (1930-1992), Ж.-Ф. Лиотар (р. 1924), М. Фуко (1926-1984) и многие другие), сознательно противопоставляют характер своего философствования не только классическому, но и неклассическому стилям философствования. Они отказываются от традиционной философской проблематики, от привычного структурирования философии, от построения целостных, логически непротиворечивых философских систем и т.д. (см. об этом также в разделе 1.5.7.)

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)