|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О различных формах памяти универсума
Другими словами, чтобы не потерять в процессуальности самотождественность полностью и не превратиться в хаос, универсум "изобретает" различные формы связности, преемственности своей процессуальности. Самая примитивная и прямолинейная из этих форм - законы лапласовского типа, представляющие собой, по сути, реликты абсолютно самотождественного парменидовского бытия. Чтобы не заключить себя в вечный круговорот лапласовской процессуальности, универсум не допускает всесилия законов функционирования и вновь, чтобы не деградировать в хаос, изобретает новый тип связности, преемственности процессуальности. Надо особо подчеркнуть, что ограничение всесилия таких законов не означает приближения к хаосу, а означает продвижение к более тонким и гибким формам саморегулирования универсума. Речь идет, в частности, о кратко характеризованных выше законах развития. Но самое интересное, по-настоящему творческое в творческой процессуальности связано не с тиражированными процессами, которым только и свойственны законы развития (законы "общего"). Такие («тиражированные») процессы развития главным образом закрепляют то, что уже найдено творчеством универсума. По-настоящему творческое в бытии универсума связано с процессами уникальными, неповторимыми. Системам, осуществляющим такие процессы, свойственны еще более гибкие и богатые возможностями формы единства их процессуальности, новые формы памяти. К ним относятся, в частности, генетическая память, присущая всем живым системам, затем, с формированием и развитием у них в ходе эволюции нервной системы, - психические формы памяти и далее - социальные. Квазителеологическая терминология не должна смущать слушателя и читателя. Иначе говоря, здесь не обязательно предполагать, что универсум ставит какие-то цели, желает, действует и т.п. Не обязательно предполагать, что за многообразной и многоуровневой процессуальностью универсума скрывается некое целеполагающее начало (Мировой Разум, Логос, Бог). Квазителеологическая терминология используется нами только потому, что с ее помощью можно короче сформулировать излагаемый материал. Естественно, что системы, обладающие явно выраженной памятью (в собственном смысле слова), имеют принципиально иную, по сравнению с лапласовскими системами, процессуальность, иные темпоральные характеристики. Главное отличие таких систем - это их определенная автономность, наличие у них внутренних, собственных детерминантов их процессуальности (деятельности, поведения). Такие системы обладают, несомненно, зачатками субъективности, свободы, творчества. В мире Лапласа этого, конечно, нет. Примитивный лапласов мир полностью реализует себя в настоящем бесконечно малой длительности, ибо все его состояния содержатся в нем, выводимы из такого настоящего. Но мир творческой процессуальности, каждый фрагмент которой самоценен (невыводим полностью из предшествующих и не переходит полностью в последующие фрагменты), "простерт". Иными словами, его настоящее имеет конечную и многоразличную длительность, оно содержит в себе избранные моменты прошлых фрагментов (причем избирают их, по крайней мере, частично сами развивающиеся системы) и некоторую программу осуществления будущих фрагментов. Развивающиеся системы открыты "текучему" настоящему лапласова мира, но они не "растворяются" в нем. Основываясь на фундаменте своей многообразной памяти, они используют этот текучий мир как свой материал, они используют также спонтанность мира Кратила в качестве источника новизны, выстраивая из них свое будущее, осуществляя себя. (О темпоральной структуре настоящего мы пишем также в разделе 4.23.4.)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |