АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика философского мировоззрения

Читайте также:
  1. В чем состоит специфика взаимоотношений людей различного возраста?
  2. Взаимоотношения философии как мировоззрения и науки
  3. Виды и специфика рекламы как одного из методов продвижения
  4. Вопрос №26. Специфика фоторекламы.
  5. Вопрос №9. Логотип,специфика создания логотипа.
  6. Вопрос№1. Специфика телевидениа как искусства.
  7. Гегелевская концепция историко-философского процесса
  8. Групповая спецификация
  9. Для какого философского направления характерны суждения: «Дух господствует над миром», «Абсолютный разум – первооснова всего сущего»?
  10. Еще одно истолкование «научного мировоззрения»
  11. Жанровая специфика газетной телевизионной критики
  12. Заполнение граф спецификации

Что касается основного предмета нашего рассмотрения – философского мировоззрения – то, как уже было сказано, оно созидается, выковывается главным образом той духовной способностью человека, которая называется разумом. Понятно, что любое мировоззрение созидается человеком, а не одной или несколькими его способностями. Однако это вовсе не означает, что неправомерно говорить о решающем вкладе той или иной духовной способности человека в формирование определенного типа мировоззрения. Применительно к философии как специфическому типу мировоззрения сказанное означает, что в ее формировании и осуществлении окончательное слово остается за разумом. Вклад всех остальных духовных способностей (эмоций, чувств, веры, настроений, желаний, воли и т.д.) оценивается и преобразуется в философии разумом. В философию, иначе говоря, входит только то, что испытано в горниле разума. Это не должно пониматься как некое обожествление разума и как призыв к полной рационализации человека. История и современность убедительно показывают, что разум далеко не всесилен, а человек (мы будем об этом неоднократно говорить подробнее) никогда не был и не будет чисто рациональным существом. Но все это не отменяет определяющей роли разума в формировании и развитии философии. Философия не может быть нерационалистической. По нашему убеждению, даже те философские построения, авторы которых открыто провозглашают свою приверженность иррационализму, рационалистичны в той мере, в какой они философичны и, соответственно, - философичны в той мере, в какой они рационалистичны. Повторим: философия создается человеком как бесконечно многообразным и сложным существом, как существом любящим и ненавидящим, страдающим и надеющимся, а не «чистым разумом» его. Тем не менее, философия есть философия в той мере, в какой она удовлетворяет требованиям разума.

Конечно, из требований разума (кстати, исторически изменчивых) не выводимы ценности, смыслы и идеалы, как не выводимы из них знания о мире и человеке. Ценности, как и знания, могут систематизироваться и концептуализироваться разумом, но не порождаются им, так сказать, из самого себя. Отсюда следует вывод, согласно которому разум не порождает из себя самого и философию. Человек разумный порождает философию, «вычерпывая» соответствующие знания, ценности и смыслы из культуры, достигшей определенной стадии зрелости (см. об этом в главе 3). Сформировавшись, философия сама становится важнейшей составляющей культуры, вступая во взаимодействие с другими секторами и сферами культуры и детерминируя в определенной мере дальнейшее развитие культуры.

Важнейшей особенностью философского мировоззрения является его рефлексивность (от латинского слова reflexio - «обращение назад»). С помощью этого термина обозначается направленность философии на осмысление и обоснование собственных предпосылок. Иными словами, философия - это не только описание и объяснение мира (таким описанием и объяснением занимается, прежде всего, наука), но и постижение субъективных предпосылок познанияи преобразования мира. Философия всегда удерживает в поле своего внимания не только предметный мир, но и самого философствующего субъекта, рассматриваемого в контексте предельных оснований человеческой культуры.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)