АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Гегелевская концепция историко-философского процесса
До Гегеля - великого немецкого философа первой трети XIX столетия - история философии понималась как простой перечень мнений, калейдоскоп идей, как сосуществование отдельных, независимых друг от друга и в этом смысле самодостаточных философских систем. Каждая такая система начинает с беспощадной критики и радикального отвержения всех своих предшественниц. Гегель первым проанализировал и показал связи, которые существуют между различными философскими системами. Эти связи представлялись ему следующим образом. Допустим, возникает какая-то одна философская система. Проходит время и она сменяется другой. Что общего между ними? Гегель утверждает, что вторая философская система удерживает положительное содержание первой. Иными словами, более поздняя система обнаруживает, что исходный принцип, заложенный в более ранней системе, не является универсальным. Вернее даже так: принцип сам по себе универсален - ведь философия работает с вечными, непреходящими проблемами. Неуниверсальна и неокончательна всякий раз мера его выражения, конкретная форма его постижения. И потому возникает необходимость в новом постижении, более полном и универсальном и включающем предшествующее в качестве некоторого ограниченного, частного случая. Последующее, таким образом, не отбрасывает, не перечеркивает предшествующее, а просто показывает его узость и ограниченность. Так выстраивается историческая цепочка философских систем - одновременно преемственная и качественно прерывная. Это цепочка прогрессирующего развития Истины. Через все философские системы, по мнению Гегеля, происходит саморазвитие и самосознание мирового разума, который он называет Абсолютной Идеей. Смена философских систем есть не что иное, как смена различных ступеней самораскрытия Мирового Разума. Поэтому нет и не может быть никаких случайных философских систем. Все философские системы необходимо и внутренне связаны друг с другом и продолжают "жить" как диалектически составные элементы более развитой философской системе. Сама гегелевская философия, по убеждению ее создателя, содержит в себе все предшествующие философии. Гегелю принадлежит еще один важный вывод: философские теории рождаются не просто в головах своих создателей, философов - они возникают на разных этапах развития человеческой культуры. Каждая принадлежит своему времени, является квинтэссенцией его духовного содержания. Философия - это эпоха, схваченная в мысли.
К НАЧАЛУ ПУНКТА 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | Поиск по сайту:
|