|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Миф и религия как способ освоения мираМифологическое сознание возникает на основе освоения мира и становится способом дальнейшего освоения. Оно не вполне является сознанием и мировоззрением - сначала это мироощущение, мировосприятие и мирочувст-вование, затем уже миропредставление и миропонимание. На их основе созревает мировоззрение как система осознанных рациональных рефлексий о мире. В современном понимании мировоззрение - это система теоретических и практических знаний и ценностных ориентации, представлений о мире, своем месте в нем и смысле человеческого существования. Мифологическое сознание - первая ценностная картина мира, пусть в фантастической форме, впервые позволяющая осознать себя, факт своего существования и наполнить его смыслом. Именно факт осознания себя и своего места в мире отражен в мифах о сотворении космоса. Исторически это первая попытка осознанного отражения мира, субъективация и объективация в мифе первой ценностной картины мира. Мифология есть одновременно и процесс, и результат мифологического освоения мира. Деятельность воспринимающего сознания заключается в сопоставлении единичного и многого, типизации некоторых свойств из множества других, выявлении единого качества многих предметов, его освоении и очуждении других качеств, не нужных человеку в данный момент. Внимание сосредотачивается на осваиваемом предмете и очуждает остальное. В отличие от присвоения, характеризующегося материальностью и завершенностью, освоение - воображаемый и относительно незавершенный процесс. Мифологическое сознание можно определить как коллективное эмоционально-рефлективное отражение результатов освоения человеком мира в диалектике воображаемого «освоения-очуждения». Это иррациональный способ духовного, воображаемого самоопределения и самоутверждения социальной общности (группы) в ходе освоения мира. Он обеспечивает консолидацию общности и оптимальный жизненный тонус за счет возвышения «своего» над «чужим», формирования чувства превосходства и уверенности в своих силах, в праве на «высшую ценность». Из- начально этот способ опирался на эмоциональную рефлексию, но по мере накопления опыта практического освоения и опыта аналитической деятельности появляются формы рациональной рефлексии, попытки рационального самоопределения, возникают этиологические мифы, объясняющие происхождение космоса и его составных частей сначала фантастическим, затем все более рациональным образом. Мифологическое сознание - это способ аксиологической интерпретации мира (социально-природной среды), главная задача которой - положительное самоопределение человека. Особенности данного способа, в отличие от других, более поздних, обусловлены процессами становления вербально-понятийного мышления, причем мифологическое сознание возникает на такой стадии развития человека, когда вербальная речь еще не стала ведущим способом общения, поэтому мышление опиралось на эмоционально-иконические образы. Бессознательно переживаемое единство мира было эмоциональной почвой, на которой начался процесс осмысления человеческого мира и опыта эмоционально-практического его освоения. Мифологическое сознание представляло собой аксиологическую, эмоционально-ценностную картину мира родовой общины, обитающей на освоенной территории. Оно было способом ценностной рефлексии, выявления и утверждения своей ценности в отличие от «чужого» мира, от хаоса и смерти. Миф есть форма выражения, объективации результатов эмоционально-ценностного освоения мира, объективной природно-социальной среды в одной из знаковых систем. Его сущностью является процесс обобщения и осмысления в образно-символической и эмоционально-ценностной форме важнейших способов и средств удовлетворения человеческих потребностей, главная из которых - самоопределение и самоутверждение, утверждение надежды на положительные социальные перспективы. Этот процесс характеризуется противоречивостью и, условно говоря, ступенчатостью. По мере освоения той или иной ценности, жизнедеятельность стабилизируется и в качестве традиционной на долгое время определяет картину мира. Можно обозначить структуру мифологического сознания: - эмоциональная рефлексия, обобщенные эмоциональные оценки; - тотем и другие мифологические существа, символи- зирующие узловые пункты отношений человека со средой; - мифоописания, мифологические сюжеты и мотивы. Мифологические существа - это символы эмоциональных обобщений, прикрепленные к активным носителям. Логика мифологических сюжетов, мифоописаний определяется: а) социальной логикой, характером социальных отношений в первобытной общине; б) логикой отношений реальных явлений, к которым привязаны эмоциональные рефлексии; в) логикой воображения (аксиологикой), ассоциативных связей, пропускаемых через «сито» аксиологических требований; г) логикой материала, знаковой системы, в которой оформляется миф. Так, по словам А. Н. Веселовского, миф «выплясывался». Мифология выражает несколько завышенную самооценку общиной своего ценностного потенциала. Об этом писал Р. Барт: «...Мифология безусловно находится в согласии с миром, но не с таким, каков он есть, а с таким, каким он хочет стать» (20, 127). Потребность величия, самоутверждения подвигает каждый народ к воображению могучего предка, от которого он происходит (2, 64-65). В этом смысле мифологическое сознание сближается с утопическим сознанием. Некоторые мифологи полагают, что «мифы являются священной историей обществ низшего типа» (93, 309). Но лучше сказать: миф есть идеология примитивного общества. Социальная общность прибегает к мифологическому способу освоения мира в определенных условиях, связанных с уровнем культуры и зрелостью социально-экономических отношений. Главный результат освоения мира - включение осваиваемого в ценностную картину мира, уверенность в перспективах оптимального существования в рамках освоенной территории. Цель освоения - выявление аксиологического потенциала мира. Субъектом освоения является социальная общность (родовая община, племя), именно с ее точки зрения оценивается осваиваемый и очуждаемый миры. Автор отдает себе отчет, что не на все поставленные вопросы удалось дать достаточно полные ответы. Так, требует дальнейшего исследования вопрос о семиотических элементах мифологического сознания. Необходимо подробнее рассмотреть характер и особенности мифологического освоения пространства и времени. Наконец, глубже проанализировать условия и механизмы мифотворчества, роль мифа в общественном сознании - эти вопросы нужно ис следовать в контексте современного общественного сознания и культуры. Древние мифы творились бессознательно, новые могут создаваться обдуманно и планомерно для оболванивания масс (208). Но и древний миф не забыт, он живет в подпочве нашей культуры, питает ее корни, прорастая в ветвях художественного образа, в религиозных надеждах, в процессах эмпатии и творчества. Мифология - неисчерпаемый источник, арсенал духовных ценностей человечества, накопленных за многовековую историю общества. Невозможность логически объяснить загадочные явления природы рождала стремление ее обожествить, рисовала фантастические образы, которые находили свое воплощение в художественном творчестве, традициях и обрядах, поклонениях тотемам, верованиях, мифологии. Эти сведения дополняли и обогащали имеющуюся у человека систему эмпирических знаний. Основанные на эмоциях и чувствах, они субъективны (лат. subjectus - личностно значимое и не всегда точное) по своей природе, иррациональны (лат. irrationalis - неразумный) и трансцендентны (синоним потустороннего, запредельного). Иррациональное отражает эмоционально-чувственное мировосприятие человека. Это интуиция и инстинкты, непредсказуемость, необъяснимые с точки зрения логики поступки и поведение. Трансцендентное выходит за пределы мира наблюдаемых явлений и недоступно теоретическому познанию (идея бога, души, бессмертия). Мир иррационального влияет на поступки человека в значительно большей степени, чем его суждения, основанные на принципах рационализма, и, что может быть самое главное, дает ему наибольшую радость и ощущение полноты и прелести жизни. Чувство и вера составляют основу иррационального. Путь в мир иррационального лежит через мифологию, религию, искусства - живопись, музыку, танец, поэзию, способных затронуть самые тонкие струны души человека, возбудить его самые глубинные чувства, активизировать творческий потенциал и облагородить поступки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |