АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I Я-КОНЦЕПЦИЯ

Читайте также:
  1. Вопрос №15: «Я – концепция» как социально-психологический феномен».
  2. Вопрос №6: «Представление о личности в парадигме индивидуальной психологии А.Адлера».
  3. ГЛАВА 4. Язык и сознание
  4. З ДИСЦИПЛІНИ
  5. ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТАНТНОСТИ
  6. Идентичность: сущность и особенности формирования
  7. Концепция становления (динамика). Маслоу.
  8. Межличностные конфликты в семье
  9. Межличностные конфликты в семье
  10. Мозг и психика
  11. Определение предмета психологии

Как наши убеждения относительно себя влияют на наши мысли и действия? Насколько хорошо мы себя знаем? Как культура формирует наше чувство «Я»?

Кто вы? Вы — уникальное и сложное создание и можете по-разному допол­нить предложение «Я —...». (Какие пять ответов вы могли бы дать?) Все эти

ответы, вместе взятые, определяют вашу Я-концепцию. Элементы вашей Я-кон­цепции (специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть) - это ваши Я-структуры (Магкиз & ^иг^,1987). Структуры — это психические модели, с помощью которых мы организуем нашу жизнь. Я-структуры (восприятие себя самого как спортсмена, как человека с избыточным весом, как челове­ка энергичного и т. д.) очень влияют на то, как мы обраба­тываем социальную информацию. Они влияют на то, как мы воспринимаем, запоминаем и оцениваем других людей и себя. Если занятия спортом являются центральной частью нашей Я-концепции (если •«спортсмен» — это одна из на­ших Я-структур), мы будем замечать сложение и спортив­ные навыки других. Мы будем быстро припоминать связанный со спортом опыт и приветствовать информацию, которая совместима с нашей Я-структурой (КШ18<:гот & Сап^ог, 1984). Значит, Я-структуры, составляющие нашу Я-кон­цепцию, можно рассматривать как психическую десятичную систему Дьюи1 для составления каталогов и воспроизведения информации.

на себя: тенденция эффек­тивно обрабаты­вать и хорошо запоминать инфор­мацию, относящу­юся к самому себе.

Рассмотрим, как Я влияет на память (явление, известное под названием -«эффект ссылки на себя*). Когда инфор­мация применима к нашим Я-концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо помним (Н18зтз & ВагдЬ, 1987; Кшрег & Ко§егз, 1979; Кееёег & о1Ьегз, 1987). Если нас спросят, применимо ли к нам такое характерное слово, как «общительный», мы будем помнить впоследствии это слово лучше, чем если бы нас спросили, применимо ли оно к ко­му-нибудь другому. Если нас попросят сравнить себя с персонажем в рассказе, мы запоминаем этот персонаж лучше. Через два дня после разговора с кем-то мы лучше помним то, что сказал о нас этот человек (КаЪап &.ГоЬпзоп, 1992). Таким образом, память формируется вокруг нашего основного интереса - самих себя. Когда мы думаем о чем-то в связи с собой, то запоминаем это лучше.

Эффект ссылки на себя иллюстрирует самый существенный жизненный факт: ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы переоцениваем, в какой степени поведение других нацелено на нас. И часто мы берем на себя ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль (Решает, 1984).

Наша Я-концепция включает в себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, кем мы могли бы стать — наши воз­можные Я. Хейзел Маркус и ее коллеги (Наге! Магкиз, 1пб1еЬаг<; & оЙ1ег8,1989; Магкиз & Мипиз,1986) отметали, что наши возможные Я заключают в себе то, какими мы видим себя в наших мечтах, — богатый Я, худой Я, страс­тно любимый и любящий Я. Они также заключают в себе Я, которым

отстающий в учебе Я. Такие возможные Я мотивируют нас к достижению осо­бой цели — к той жизни, к которой мы стремимся.

I Самоуважение:1 всеобъемлющая I самооценка, или I чувство собствен­но достоинства.

Является ли самоуважение (наша всеобъемлющая самооценка) совокупнос­тью всех наших Я-структур и возможных Я? Если мы считаем себя привлека­тельными, спортивными, энергичными и достойными богатства и любви, будем ли мы относиться к себе с большим уважением? Это совпа­дает с точкой зрения психологов, полагающих, что люди будут лучше относиться к себе, если помочь им почувство­вать себя более привлекательными, спортивными, более энергичными и т. д. Но Джонатон Брауни и Кейт Даттон

ОопаЫюп Вгошп, КеНЬ Ви&оп, 1994) доказывают, что этот «поставленный с ног на голову» взгляд на самоуважение несколько устарел. Они предполагают, что на самом деле все обстоит наоборот. Люди, которые ценят себя вообще (с высоким самоуважением), с большей веро­ятностью будут пристрастны к своим взглядам, способностям и т. д. Они похо­жи на молодых родителей, которые, любя своего ребенка, восхищаются его паль­чиками и волосиками. (Родители не занимаются предварительной оценкой паль­чиков малыша, чтобы решить, насколько «весь» ребенок им дорог.)

Чтобы проверить свою идею о том, что самоуважение в целом влияет на специфическое самовосприятие (чтобы «поставить все с головы на ноги»), они ввели в обиход студентов Вашингтонского университета мнимую личностную характеристику — «интегративная способность». (Они предъявляли студен­там наборы из трех слов — например, «автомобиль», «плавание», «намек» — и просили придумать слово, которое их связывает. Подсказка: слово начинается на «<5».) Люди с высоким самоуважением отмечали наличие этой способности с большей вероятностью, если им говорили, что это очень важно, чем в случае, когда им сообщалось, что нет известного применения такой способности. По-видимому, наше хорошее отношение к себе положительно влияет на наши спе­цифические Я-структуры и возможные Я.

В соответствии с этой «кувыркающейся» точкой зрения на самоуважение Стивен Смит и Ричард Петти (5<;ерЬеп ЗтйЪ, ШсЪагс! РеИу, 1995) показали, как люди с высоким самоуважением сохраняют положительные эмоции. В плохом настроении люди, мало уважающие себя, будут выискивать плохие воспомина­ния в своем прошлом и печальные заголовки в газетах. Люди с высоким само­уважением могут улучшить его положительными воспоминаниями. Подобным же образом люди с низким самоуважением в плохом настроении в ответ на экспонируемую туманную картину обычно представляют себе неприятную ис­торию. Люди, глубоко уважающие себя, будучи в плохом настроении, обычно придумывают историю, которая поднимет настроение.

Итак, всеобъемлющее самоуважение накладывает отпечаток на наши чув­ства о своих особенностях и способностях, на наши воспоминания и мысли. Но что определяет наше самоуважение? Существует, как мы увидим, множествен­ность влияний: прочная ранняя привязанность к родителям; оценка нас други­ми; сравнение себя с другими; идентификации, обусловленные культурой, и да­же «перевернутое» влияние достижения особых умений. По мере того как мы боремся с препятствиями и обучаемся навыкам, которые выделяют нас среди прочих, наши успехи порождают более многообещающий, более уверенный под­ход к действительности. Несмотря на то что самоуважение влияет на наше мышление «сверху вниз», оно также подпитывается и через корни повседнев­ного опыта.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)