АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темпоральность конечного как такового

Читайте также:
  1. Изучение рынка как такового.
  2. Метод конечного использования (по расходам)
  3. Принципы конечного результата
  4. Проблема познаваемости бесконечного
  5. Процессуальность конечного как такового
  6. Ситуационные задачи для проверки конечного уровня знаний
  7. Ситуационные задачи для проверки конечного уровня знаний
  8. Темпоральность универсума
  9. Уровень бытия конечного как такового
  10. Ученый религиовед не вправе подвергать сомнению объективность религиозных воззрений изучаемого им общества, исходя из собственного религиозного опыта или из отсутствия такового.

Что касается темпоральных свойств, фиксируемых анализируемой моделью универсума, то они сводятся, в сущности, к длительности и обратимости. Законы процессуальности конечного универсума (законы функционирования), естественно, инвариантны относительно операции обращения времени. Другими словами, они не позволяют отличить прошлое от будущего. В соответствии с такими законами одинаково возможны движения, трансформации универсума и "вперед", и "назад" во времени. Законы конечного универсума совершенно лишены внутренней направленности, которая не позволила бы процессуальности, управляемой ими, иметь замкнутый, циклический характер. Поэтому время, связанное с описываемой процессуальностью, обратимо, замкнуто и может характеризоваться лишь "дурной" (по Гегелю) бесконечностью, то есть бесконечным повторением одних и тех же периодов, соответствующих циклам процессуальности конечного универсума.

Продолжая характеристику темпоральных свойств мира Лапласа в связи с особенностями его процессуальности, отметим, что законы этого мира, задающие связь между его состояниями и обеспечивающие его самотождественность, определяют "двуликость" его темпоральной структуры. Ясно, что эта двуликость темпоральной структуры мира Лапласа определяется двойственным характером его процессуальности, указанной выше. Первый лик этой структуры связан с тем обстоятельством, что любое состояние мира Лапласа, в том числе то, которое можно назвать настоящим, полностью определяется непосредственно предшествующим ему состоянием. Более ранние его состояния не вносят никакого дополнительного вклада в настоящее. Точно так же настоящее состояние полностью "перетекает" в непосредственно следующее за ним (будущее) состояние, не внося никакого вклада в формирование позднейших. Таким образом, в каждый момент времени осуществляется одно и только одно состояние мира Лапласа. Иными словами, в мире Лапласа бытие "загоняется" в бесконечно тонкий слой, ведь в нем признается реально существующим лишь настоящее его состояние.

Здесь вспоминается так называемый "парадокс исчезновения времени", сформулированный в явном виде Аристотелем. Великий мыслитель писал: "Что время или совсем не существует, или едва [существует], будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была, и ее уже нет, другая - будет, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый [промежуток] времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию" (Аристотель. Физика, 218а). Этот парадокс занимал многих мыслителей. Упомянем здесь древнегреческого скептика Секста Эмпирика (200-250) и Августина Блаженного, которые пытались как-то разрешить его. С нашей точки зрения, этот парадокс является следствием принятия односторонних (рассудочных) представлений об универсуме, согласно которым универсум только конечен. Эта односторонность, как уже говорилось, приводит к тому, что универсум рассыпается в ничто, он лишается, по сути, атрибута бытия. Парадокс исчезновения времени - это своеобразное эхо отмеченного обстоятельства.

Кстати, этот парадокс может быть легко переформулирован в парадокс исчезновения бытия. Последнее продемонстрировано ярко и образно российским философом А.Н. Чанышевым (1926-2003)в его "Трактате о небытии". Здесь мы читаем, в частности: "Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия... Неслышными шагами крадется оно за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие... Бытие только тень небытия, его изнанка. Оно как сверкающая всеми цветами радуги пленка нефти на поверхности океана, океана небытия..." (Вопросы философии. 1990, № 10, с. 158-159).

По нашему мнению, для разрешения сформулированных парадоксов необходимо либо выйти за рамки обсуждаемой сейчас онтологической модели, либо вспомнить о втором лике темпоральной структуры конечного универсума. Этот лик связан с тем, что любое состояние мира Лапласа задает все остальные его состояния (и прошлые, и будущие). Иными словами, любое его состояние содержит в себе все состояния такого мира. То есть, в этом мире в некотором смысле все (все его состояния) дано, все существует в любой момент времени. Вспомним в связи с этим, что говорилось выше: функционирование есть, в сущности, покой. Таким образом, наряду с настоящим в этом мире существуют и все прошлые, и все будущие его состояния. Тогда можно говорить уже не об исчезновении бытия, а об исчезновении небытия, поскольку в этом мире ничто не уходит в небытие. Но если нет небытия, если наряду с настоящим существуют и прошлое, и будущее, то, собственно, исчезает и время. Ибо время связано именно с переходами от небытия к бытию и от бытия к небытию, с переходами от прошлого к настоящему (и наоборот) и от настоящего к будущему (и наоборот). Если же вспомнить еще, что мир Лапласа является миром "вечного" повторения, то можно сказать, что различия между прошлым и будущим, между "раньше" и "позже" в этом мире достаточно условны... Поэтому можно констатировать, что второй лик темпоральной структуры мира Лапласа открывает нам сущностную статичность этого мира; в нем ничто не теряется и ничто не возникает. Этот мир предстает перед нами как сущностно вневременной.

В итоге получаем, что конечный универсум поверхностно текуч, изменчив. Настоящее этого мира ("теперь") имеет бесконечно малую длительность. С другой стороны, конечный универсум абсолютно стабилен и предосуществлен (настоящие, прошлые и будущие его состояния сосуществуют).

Такова первая рассудочная модель универсума.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)