|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Верификационизм
Эта проблема в острой форме была поставлена в свое время представителями неопозитивизма (логического позитивизма). Особенно их волновала проблема разграничения научного и философского (метафизического) знания. Для них было характерно очень критичное отношение к общефилософским построениям, или, как они говорили, - к метафизике. По их мнению (упомянем здесь участников Венского кружка, в частности, Морица Шлика и Рудольфа Карнапа), философские (метафизические) системы не являются научными, поскольку содержат в качестве фундаментальных термины, у которых значение либо не прояснено, либо совсем отсутствует. Неопозитивисты имели в виду такие термины, как «принцип», «Бог», «первопричина», «абсолют», «вещь-в-себе», «в-себе-и-для-себя-бытие» и т.д. Далее, метафизические системы, с точки зрения логического позитивизма, не являются научными, поскольку существенной составляющей этих систем являются смысложизненные ориентации, не подлежащие рациональному обоснованию. Метафизические системы не являются научными, утверждали они, постольку, поскольку значительная часть таких систем представляет собой неосмысленные либо бессмысленные предложения (псевдопредложения). (См. об этом статью Рудольфа Карнапа “Преодоление метафизики логическим анализом языка” в кн.: Путь в философию. Антология. М., 2001, с. 42-61.) Наука, полагали неопозитивисты, в противоположность метафизике, должна включать в свой состав два типа предложений. 1. Предложения, не имеющие предметного содержания (аналитические, логические истины). 2. Содержательные предложения, в конечном итоге фиксирующие эмпирические данные, описывающие факты, относящиеся к сфере данной науки (фактические истины). Любое предложение второго типа должно быть, считали они, сводимо к совокупности так называемых протокольных предложений, в которых фиксируются данные “чистого опыта”. Это утверждение получило в методологии науки название принципа верифицируемости (от латинских слов verus – истинный и facio – делаю). Итак, для того чтобы какое-либо предложение было научным, оно должно быть верифицируемым. При этом неопозитивисты различали предложения, непосредственно верифицируемые, то есть предложения, которые можно непосредственно проверять с помощью данных наблюдений, экспериментов, измерений, и предложения, верифицируемые косвенно. Косвенная верификация сводится к установлению логических отношений между предложениями, непосредственно верифицируемыми, и предложениями, которые верифицируются косвенно. Понятно, что если предложение (утверждение или отрицание) неверифицируемо, то оно, по убеждению неопозитивистов, находится за пределами науки. Из таких неверифицируемых суждений и составлена в основном философия (метафизика), не являющаяся поэтому наукой.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |