АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие мировоззрения

Читайте также:
  1. I. Общее понятие модернизма
  2. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  3. Административные взыскания: понятие, перечень и наложения
  4. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  5. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  6. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  7. Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  8. Билет 31(понятие и виды субъектов правоотношений)
  9. БИОКЛИМАТ. ОСНОВНЫЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ПОНЯТИЕ ОБ АДАПТАЦИИ. АДАПТАЦИОННЫЕ НАГРУЗКИ
  10. Бухгалтерская отчетность организации: понятие виды и подготовительные работы перед составлением отчетности.
  11. В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  12. Взаимоотношения философии как мировоззрения и науки

Начнем с понятия мировоззрения.

Но перед этим познакомимся и поспорим с одной мыслью Альберта Эйнштейна (1879-1955). Великий физик неоднократно подчеркивал поразительность того факта, что мир познаваем. “Самое непостижимое в мире то, что он постижим!” – восклицал Эйнштейн. Следовало бы ожидать, - пояснял он это высказывание, - хаотического мира, который нельзя познать с помощью мышления. На первый взгляд, эта мысль представляется очень убедительной. Действительно, упорядоченное состояние кажется менее вероятным, чем хаотическое (неупорядоченное). Однако это предположение, на наш взгляд, слишком абстрактно и не учитывает одного чрезвычайно существенного обстоятельства. Оно не учитывает того, что человек (субъект познания) не чужд этому миру, не заброшен в него откуда-то извне, а порожден этим миром. Не учитывает оно, в частности, того обстоятельства, что в хаотическом мире человек просто не мог бы существовать и, следовательно, не мог бы с удовлетворением констатировать, что его ожидание хаотического состояния мира подтвердилось. Поэтому рассуждение А. Эйнштейна справедливо лишь в некоем общем плане. Этот “план” можно пояснить так: если бы существовало множество миров, то очень вероятно, что большинство из них были бы не упорядоченны, а хаотичны. Мы отвлекаемся пока от того довольно очевидного факта, что порядок и хаос соотносительны, переходят друг в друга и т.д. Понятно, что в таких хаотичных мирах не могут существовать наблюдатели. Само существование человека, таким образом, многое говорит о свойствах нашей Вселенной. В современной науке (в космологии, в частности) этот тезис формулируется и активно обсуждается как антропный принцип. Существуют различные его формулировки, в том числе откровенно религиозные и телеологические. В соответствии с ними, наша Вселенная специально устроена так, чтобы в ней мог возникнуть и существовать человек. Но существуют и иные его формулировки, которые вполне совместимы с традиционным научным подходом.

Мы встречаемся здесь с одной из фундаментальнейших и древнейших мировоззренческих идей: идеей единства человека и мира. Эта идея в истории философии получала самые разные интерпретации. Однако она всегда подчеркивала укорененность человека в мире. Именно единство человека и мира обеспечивает, в частности, постижимость (конечно, в исторически определенных границах) мира для человека. В конечном счете, именно это единство дарует человеку возможность созидать многоразличные мировоззренческие системы.

В человеке (мы отвлекаемся сейчас от возможно существующих иных носителей мышления) мир самораскрывается. Через познавательную деятельность человека осуществляется самопознание мира. Здесь следует отметить, что сказанное не означает обязательного приписывания миру некоего стремления к самопознанию, самораскрытию и т.п., хотя и такая точка зрения возможна. Мир сам по себе, вероятнее всего, никуда и ни к чему не стремится. Образно говоря, в игре своих неисчерпаемых возможностей мир порождает искру духа, локально его высвечивающего. Вот это-то локальное высвечивание мира и есть познавательная деятельность человека, есть процесс самораскрытия мира, к которому сам мир, в общем-то, равнодушен. Ставит преобразовательные и познавательные цели и пытается их достичь только сам человек. Поэтому наше утверждение о том, что познание мира человеком есть самопознание мира, лишь подчеркивает укорененность человека в мире.

Конечно, в этом самораскрытии, самопознании мир в лице человека далеко не сразу и далеко не всегда приходит к мировоззрению. Становление любой мировоззренческой системы требует и обширных знаний о мире и человеке, и богатого опыта духовной работы. Так или иначе, всякая мировоззренческая система отвечает на вопросы о природе мира и человека, о месте человека в мире, о познавательных и преобразовательных возможностях человека, о перспективах человека и человечества, о смысле жизни человека. Мировоззрение представляет собой очень сложное и часто противоречивое духовное образование. Оно, несомненно, не сводится только к совокупности знаний о мире, человеке и их взаимосвязях. Оно включает в себя ценностно-смысловые и чувственно-образные компоненты. Существенными составляющими мировоззрения являются ценности, идеалы, убеждения. О структуре предмета мировоззрения мы пишем также в разделе 1.5.2.

Мировоззрение образует глубинный, сущностный уровень духовного бытия человека. Давайте задумаемся, что собственно позволяет каждому из нас говорить о себе “Я”, что сохраняется в нас в быстротекущей смене настроений, ощущений, переживаний, желаний, мечтаний, мыслей? Что составляет относительно устойчивое, стабильное ядро духовного бытия человека? Конечно, на эти вопросы могут быть даны разные и, тем не менее, в известной степени правильные ответы. Например, можно сказать, что в человеке сохраняются какие-то (или очень многие) важные для него в том или ином отношении воспоминания. Это тем более верно, что без памяти вообще нет никакого “Я”, никакой стабильности в бытии духа, да, собственно, нет и самого бытия духа. Но, думается, не менее верно будет также сказать, что фундаментальная структура духовного бытия человека, во многом определяющая то, что называется его “Я”, самостью, образуется его мировоззрением. Поэтому познать человека можно, лишь познав его мировоззрение. Кстати, это относится не только к познанию другого человека, но и к познанию человеком самого себя. Познать себя – это значит, в первую очередь, познать свое собственное мировоззрение, которое – это существенный момент – выстраивается и систематизируется именно в процессе углубленного самопознания человека.

Сказанное справедливо не только применительно к отдельному человеку, но и по отношению к сообществу людей. Другими словами, если мы хотим по-настоящему понять какое-либо сообщество (современное или существовавшее много веков назад), мы должны стремиться понять господствующее в этом сообществе мировоззрение.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)