АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постклассическая философия ХIХ-го века

Читайте также:
  1. I. Идеализм и натурфилософия
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Экономический материализм как философия и наука
  4. II. Философия и жизнь
  5. II. Философия Шеллинга
  6. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  7. III. Философия и наука
  8. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  9. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  11. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  12. VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Еще при жизни Гегеля формируются философские воззрения, отрицающие гегелевский панлогизм и эссенциалим. Панлогизм (от гречеcких слов pan – все и logos - мысль, разум) – философский подход, согласно которому вся действительность есть осуществление логоса (мирового разума, абсолютной идеи); мировой процесс есть “логосный” процесс, процесс самопознания мирового разума. Эссенциализм (от латинского слова essentia – сущность) – термин, применяющийся для обозначения философской позиции, нацеленной на познание сущности, законов, “общего”.Одним из первых среди философов, развивавших антигегелевские взгляды, был А. Шопенгауэр (1788-1860). Главные идеи этого немецкого мыслителя зафиксированы в названии его основного произведения “Мир как воля и представление”. Модифицируя идеи И. Канта, он пришел к своеобразному варианту волюнтаризма и явился непосредственным предшественником философии жизни. Другим известным критиком гегелевской философии был датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), которого ныне считают предтечей одного из самых влиятельных философских течений двадцатого века: экзистенциализма. Экзистенциализм (от латинского ex(s)istentia – существование) – философская позиция, противостоящая эссенциализму и уделяющая преимущественное внимание постижению существования (экзистенции) конкретного человека. Экзистенциализм поместил в центр философствования феномены, которые до него находились на обочине главных направлений классической философии: феномены вины, выбора, надежды, веры, страха, смерти.

К середине девятнадцатого века формируется течение философии, которое развивалось далее на протяжении целого столетия и оказало существенное влияние не только на ход внутрифилософских процесов, но и на развитие многих наук: позитивизм. Позитивисты критикуют абстрактно-метафизические конструкции современной им философии и утверждают, что наступает век специальнонаучного (“позитивного”, то есть проверенного опытом) знания. “ Первый позитивизм ” представлен трудами француза Огюста Конта (1798-1857), развившего учение о трех стадиях истории человечества (теологической, метафизической и позитивной (научной)), а также разработками английских мыслителей: Дж.С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). “ Второй позитивизм(эмпириокритицизм, махизм) наибольшее влияние имел в конце 19-го-начале 20-го столетий. Основатели и главные представители его – Р. Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916). “Третий позитивизм” (неопозитивизм) сформировался в двадцатые годы уже двадцатого века и ставил своей основной задачей анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, диктуемых достижениями современной науки (естествознания, прежде всего).

Во второй половине девятнадцатого века формируется “ философия жизни ”, предтечей которой, как уже сказано, считается А. Шопенгауэр. К этому течению часто относят также Фр. Ницше (1844-1900), а основными его представителями являются В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), А. Бергсон (1859-1941) и О. Шпенглер (1880-1936), творившие еще и в двадцатом столетии. Эти мыслители выдвигали на передний план понятие и принципы жизни, стремились раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе. Взгляды А. Бергсона рассматриваются нами в разделе 4.23.2.; О. Шпенглера – в разделе 5.27.5.

В это же время в США набирает силу движение прагматизма (от греческого слова pragma – дело, действие). Прагматисты призывали к радикальному преобразованию философии. Они считали, что философия должна помогать человеку в решении его жизненных проблем. Прагматизм был развит, прежде всего, трудами Ч.С. Пирса (1839-1914), У. Джеймса (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952) и сохранял свое влияние также в первой половине двадцатого века. Некоторые аспекты воззрений прагматистов мы обсуждаем в разделах 3.16.3., 3.17.6.

А в Европе в последней трети девятнадцатого века громко звучит лозунг: “Назад к Канту!” и формируются две школы неокантианства: марбургская и баденская. Основные представители первой – Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924) и Э. Кассирер (1874-1945), второй – В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936). Неокантианцы марбургской школы пытались, с одной стороны, преодолеть противоречия и недостаточную последовательность разработок И. Канта. Так, они считали, что из философии должно быть непременно исключено предположение о существовании мира “вещей самих по себе”. С другой стороны, они стремились развить самое ценное, по их представлениям, в учении Канта: учение об особой логической обработке опыта. Неокантианцы баденской школы, в противовес традиционному разделению научных дисциплин (на основе различения их предметных областей) на науки о природе и науки о духе, предложили классифицировать науки в соответствии с методами, в них применяющимися. По их мнению, существуют два типа наук: номотетические (применяющие обобщения и устанавливающие законы) и идиографические (фиксирующие индивидуальное, неповторимое, уникальное). Они развили также аксиологию (учение о ценностях). Так, по Риккерту, существуют два царства: царство действительности и царство ценностей. Последнее не обладает статусом действительного существования, но от этого оно не становится менее важным для человека. Позиция неокантианства рассматривается нами также в разделах 1.5.6. и 5.27.7.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)