|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтология Парменида и онтология ДемокритаОдин из создателей философии и, можно сказать, основоположник онтологии - Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.) утверждал, что истинное знание дает человеку только разум, а чувства способны послужить основой только недостоверных и противоречивых мнений, и пытался нарисовать картину умопостигаемого мира. Он исходил при этом из мысли, согласно которой «только сущее есть, не-сущего же нет, и оно немыслимо». В соответствии с этим тезисом, сущее не может ни возникнуть, ни исчезнуть, так как оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни превратиться в не-сущее. Оно никогда не было (в прошлом) и никогда не будет (в будущем). Оно всегда есть (в настоящем). Оно неподвижно, неизменно и неделимо (о «мире Парменида» см. подробнее в главе 10). Поскольку такая картина единого и неизменного бытия, хотя и удовлетворяла требованиям разума, явно противоречила повседневному опыту, открывающему человеку многокрасочный, множественный и изменчивый мир, постольку мыслители, жившие после Парменида, вынуждены были вносить серьезные коррективы в развитое их великим предшественником понимание бытия. Демокрит (460-370 гг. до н. э.), например, хотя и был убежден, что все чувственно воспринимаемое (сладкое и горькое, теплое и холодное, цветное и т.п.) существуют лишь «во мнении людей» («условно», «по уговору людей»), не сомневался в множественности и изменчивости мира. Поэтому он пришел к идее, в соответствии с которой поистине существует множество атомов, движущихся в пустоте. К этой идее его привело согласие с Парменидом в том, что возникновение сущего из не-сущего и переход в не-сущее в абсолютном смысле этого слова невозможны. Но, поскольку он, в отличие от Парменида, не хотел отрицать множественность бытия, а также возникновение и уничтожение вещей, их движение (последнее же, как следует из рассуждений Парменида, немыслимо без признания не-сущего), Демокриту пришлось ввести в свою картину мира и сущее (множество вечных атомов), и не-сущее (пустоту). Атомы Демокрита представляют собой, по сути, “истинно сущее” Парменида, разбитое на бесчисленное количество осколков и помещенное в пустое пространство. Они не возникают и не исчезают, различаются только по фигуре и величине и способны лишь на перемещение в пространстве. Соединяясь друг с другом, эти атомы образуют вещи (это и есть их возникновение). Всякое исчезновение (вещи) есть распад ее на атомы. Все процессы в мире, таким образом, сводимы к перемещениям, соединениям атомов. Из атомов образуются не только отдельные вещи, но и миры. И души людей, по Демокриту, также состоят из атомов (гладких и круглых) …
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |