|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия как «наука о всеобщем»
В рамках первого из этих подходов философия понимается как особая наука. В таком случае к ней применимы те требования, которые обычно предъявляются к науке: системность, рациональность, доказательность, опора на опыт… Упомянутая особенность философии определяет ее в некотором смысле верховное положение в общей системе наук. Эта особенность философии как науки состоит, по мнению сторонников такого ее понимания, в том, что ее предметом является всеобщее (всеобщая первооснова всего сущего (субстанция), всеобщие свойства, всеобщие законы…). В рамках обсуждаемого подхода остальные науки (специальные науки, конкретные науки) имеют другой – более низкий, сравнительно с философией, - статус. Их предметом является общее различной степени (определенный класс объектов, специфический тип систем, их свойства, закономерности, отношения…). При этом очевидно, что всякое общее, исключая всеобщее, является также особенным. Особенное – это то, что отличает объекты данного класса, изучаемые некоторой специальной наукой, от объектов другого класса, изучаемых другой специальной наукой. Таким образом, можно сказать, что прогрессирующее научное познание, включающее в себя, согласно обсуждаемому подходу, и философию, формирует иерархическую систему наук различной общности, и на вершине этой системы, этой пирамиды наук находится философия, являющаяся здесь “наукой наук”, “абсолютной наукой”. Взаимоотношения науки и философии в рамках такого подхода достаточно ясны. Наиболее тесно связаны с философией здесь науки максимальной степени общности. Менее общие науки связаны с философией лишь посредством более общих наук. Каждая наука здесь – это прикладная (специализированная) философия. Таким образом, отношения философии и специальных наук – это частный случай отношений между всеобщим и общим различной степени. Иначе говоря, с одной стороны, законы, принципы специальных наук (знание уровня общего) являются результатом применения определенных основоположений философии (знания уровня всеобщего) к объектам этих наук. С другой стороны, сами эти основоположения философии истолковываются здесь как результат обобщения законов и принципов специальных наук. Можно сказать также, что взаимоотношения философии и других наук, согласно рассматриваемому подходу, в некотором смысле аналогичны взаимоотношениям теоретического и эмпирического уровней научного познания. Специальнонаучное познание и соответствующие знания выступают здесь, с одной стороны, в качестве эмпирического материала, который оформляется и упорядочивается философией. С другой стороны, специальнонаучное познание и знание верифицируют и иллюстрируют философские концепции.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |