|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фальсификационизм
Любопытный подход к проблеме демаркации науки и ненауки, подлинной науки и того, что только претендует на статус научности, но не обладает им, был развит в трудах Карла Поппера (1902-1994). Он отмечал в связи с этим: “Мой критерий демаркации достаточно отчетливо проводит границу между физическими теориями, с одной стороны, и метафизическими (например, психоанализ или марксизм), с другой”. Поппер отверг верифицируемость (эмпирическую подтверждаемость), предлагаемую неопозитивистами в качестве критерия демаркации науки и метафизики. Действительно, как уже было отмечено, полная верификация в принципе недостижима по отношению к важнейшим компонентам научного знания (например, по отношению ко многим законам и принципам науки). А частичная верификация очевидно не позволяет отличить науку от ненауки. Так, можно привести множество фактов, подтверждающих, по сути, любую философскую концепцию. Справедлив и более сильный тезис: частично верифицировать (подтвердить теми или иными фактами) можно почти любую доктрину. В связи с этим К. Поппер подчеркивает фундаментальную асимметрию между подтверждением и опровержением теории. Миллиарды эмпирических подтверждений не могут послужить надежным доказательством истинности теории или другой формы знания. Поскольку всегда останутся опасения, что будущие эмпирические проверки не подтвердят испытуемую форму знания. В противоположность этому, достаточно всего лишь одного эмпирического опровержения для отрицания истинности соответствующего закона или другой формы знания. Поэтому К. Поппер, в отличие от логических позитивистов, выдвигает на передний план в деле осуществления демаркации науки и ненауки не принцип верифицируемости, а принцип фальсифицируемости (от латинских слов falsus – ложный и facio – делаю), то есть эмпирической опровержимости испытываемого на научность фрагмента знания. В соответствии с этим принципом, научное знание, как это ни парадоксально звучит, должно быть опровержимо опытным путем (путем наблюдений, экспериментов, измерений). Теоретическая система, которую невозможно опровергнуть опытным путем, утверждает Поппер, не является научной. Рассуждая аналогичным образом, Поппер пришел к выводу, что мы в принципе не имеем критерия истинности достигнутых нами знаний. Непротиворечивость, эмпирическая подтверждаемость, полезность и другие характеристики знания не могут, убежден он, надежно доказать истинность этого знания. Но зато мы, по Попперу, можем посредством процедуры фальсификации обнаружить ложность наших знаний. Выявляя и отбрасывая ложь, мы совершенствуем наши знания. Наука, таким образом, через систематическую фальсификацию освобождает нас от заблуждений и предрассудков.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |