|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пантеистическая система Бенедикта СпинозыВ качестве иллюстрации кратко охарактеризуем конкретное “воплощение” одного из указанных направлений: философские воззрения Б. Спинозы (1632-1677) – ярчайшего представителя пантеизма. Предпошлем знакомству с его философской системой небольшое теоретическое введение. Речь пойдет о восхождении от абстрактного к конкретному, о методе, которым мы всегда (осознанно или неосознанно) пользуемся при концептуальном (теоретическом) описании интересующей нас сущности. Понятия, используемые нами при таком описании, абстрактны. Каждое из них весьма односторонне характеризует изучаемый предмет. И это неизбежно, понятия по природе своей таковы. Однако понятия, взятые во взаимосвязи (система понятий), могут сложиться в целостное идеальное воспроизведение занимающей нас сущности, могут образовать теоретически конкретное. Привлекая все большее число понятий (каждое из которых абстрактно описывает интересующий нас предмет), устанавливая все большее количество специфических связей между ними, отражающих связи между различными сторонами изучаемого предмета, мы движемся к более конкретному пониманию предмета познания. В этом, кратко говоря, и состоит восхождение от абстрактного (одностороннего, бедного определениями) понимания к конкретному (богатому определениями, целостному) пониманию того или иного предмета. В идеале, для достижения истинно конкретного, всестороннего понимания предмета нам необходимо привлечение бесконечного множества абстракций. Понятно, что этот метод (восхождения от абстрактного к конкретному) применим также и в деле познания философских воззрений того или иного мыслителя. Так, если мы характеризуем систему Б. Спинозы как теистическую, то это – верная, но, естественно, крайне абстрактная ее характеристика. Верная в том смысле, что Спиноза в своей системе утверждает бытие Бога (то есть он – далеко не атеист, каковым его преподносят некоторые авторы). Абстрактной же эта характеристика является потому, что она совсем ничего не говорит о том, существование какого Бога признавал Спиноза. Бог Спинозы радикально отличается, например, от Бога иудеев и христиан. Спиноза в своей системе последовательно проводил идеи деперсонализации и дезантропоморфизации Бога. Спиноза подчеркивал недопустимость переноса на Бога каких-либо свойств, атрибутов человека. Он (весьма остроумно!) писал в связи с этим: “Атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к Богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла…” (Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. М., 1957, с. 493). Так, например, Бог, по Спинозе, никого не любит, не ненавидит. Бог “не подвержен никакому аффекту ни удовольствия, ни неудовольствия” (там же, т. 1, с. 601). Привлекая для характеристики системы Б. Спинозы понятие пантеизма, мы приходим к более конкретному (и более адекватному) ее пониманию. Согласно пантеизму, Бог не является трансцендентным, внеприродным. Он – имманентен природе, слит с нею. Спиноза утверждал: “Бог есть имманентная… причина всех вещей, а не действующая извне” (там же, т. 1, с. 380). В другом месте он пишет: “Под управлением Бога… я понимаю известный незыблемый и неизменный порядок природы, или сцепление… естественных вещей…” (там же, т. 2, с. 49). Отсюда и центральная формула Спинозы: отождествление Бога, субстанции и природы. Субстанцию (а, следовательно, - Бога) Спиноза характеризует как причину самой себя и отрицает тем самым библейский креационизм (убеждение, согласно которому мир создан Богом из ничего). Правда, Спиноза трактовал Бога (субстанцию) как природу порождающую (производящую) в отличие от мира единичных вещей, характеризуемого им как природа порожденная (произведенная). Далее. Бог (субстанция, природа), по Спинозе, совершенно свободен. Но его свобода состоит не в произвольности его действий, а лишь в том, что он, будучи “существом в высшей степени совершенным и бесконечным”, действует исключительно в соответствии с необходимостью своей собственной природы. Продолжая продвигаться к более конкретному пониманию системы Спинозы, необходимо привлечь понятие рационализма. Философия Спинозы является рационалистической. Она является таковой, прежде всего, потому, что мышление в его системе считается атрибутом (внутренне присущим, неотъемлемым свойством) субстанции (Бога, природы). Рационализм Спинозы проявляется также в последовательно проводимом им отождествлении связей идеальных, логических со связями материальными, причинно-следственными. Другими словами, по Спинозе, сама субстанция пронизана мышлением, интеллектом, логикой. Поэтому человек, пользуясь своим разумом, способен постичь субстанцию. Человеческий ум, - пишет он, - имеет адекватное познание вечной и бесконечной сущности Бога. Проявлением рационалистической позиции Спинозы является “геометрический” способ изложения его самого известного сочинения: “Этики”. В этом сочинении, систематически излагающем взгляды Спинозы, мы находим теоремы, доказательства, следствия и т.п. Спиноза предполагал, что такой способ (в стиле геометрии Евклида) гарантирует достоверность излагаемого материала. Он полагал, что все, сформулированное им, можно доказать. Правда, в интеллектуальном постижении природы (Бога) нам мешают страсти, аффекты. Но человек должен стремиться к победе над страстями, должен руководствоваться в своей жизни установлениями разума. Вспомним знаменитую максиму (жизненное правило) Спинозы: “Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать” (там же, т. 2, с. 288). Здесь самое время прибегнуть к помощи еще одного понятия, важного для характеристики взглядов Спинозы. Это понятие – фатализм. По Спинозе, случайность является субъективной категорией, коренящейся в неполноте человеческих знаний о природе. В действительности имеет место полное господство необходимости. Ведь, в сущности (с точки зрения Бога, с точки зрения вечности), все уже дано, все предопределено (это и утверждает фатализм). Человек не обладает свободой воли и, в общем-то, ничего не может изменить. (О фатализме Спинозы мы пишем также в разделе 4.22.4.2.) Только невежа предполагает, утверждал Спиноза, что мы можем повлиять на будущее. На самом деле, все связано однозначно и прочно, и будущее также прочно установлено, как и прошлое. Задача человека состоит в том, чтобы, преодолевая собственную ограниченность, видеть мир таким, каким он является в действительности, видеть его с точки зрения вечности. Это будет одновременно познанием Бога. Это будет тем, что Спиноза называет “интеллектуальной любовью к Богу”. Причем, в некотором смысле это будет частицей любви Бога к самому себе… Конечно, сказанное дает лишь весьма схематичное (абстрактное) понимание взглядов Спинозы. Для более полной (конкретной) характеристики его системы необходимо было привлечь также понятия монизма, панлогизма, антителеологизма и т.д. Монизм взглядов Спинозы состоит в том, что он, в противоположность дуализму Р. Декарта, признавал существование только одной (monos – один) субстанции. Панлогизм утверждает совпадение законов бытия и законов логики. Антителеологизм противостоит телеологии, учению о всеобщей целесообразности (telos – цель). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |