|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К. Маркс о закономерностях мировой истории
Не отсылая к таинственному "мировому духу", придающему, по Гегелю, смысл и упорядоченность историческому процессу, К. Маркс прямо говорил о закономерном характере мировой истории. Он утверждал, что развитие человечества - это единый, закономерный, естественноисторический процесс, что законы развития общества - это существенные, устойчивые, внутренне присущие социальной жизни связи и тенденции. Важнейшими из законов общественного развития являются, по Марксу, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон определяющей роли базиса (совокупности производственных отношений, свойственных обществу на данном этапе его развития) по отношению к надстройке (системе идеологических отношений, взглядов и учреждений этого общества), и закон смены общественно-экономических формаций (от первобытнообщинного строя к коммунистическому). Классическую формулировку основных принципов своей философии истории К. Маркс дал в предисловии к "Критике политической экономии”: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 13, с. 6 - 7). К. Маркс утверждал, что законы общественного развития, являясь внутренними, сущностными формами деятельности людей, могут быть познаны человечеством на определенной стадии его эволюции (главные из них, полагали его последователи, как раз и открыты им), но действуют они объективно, неотвратимо и не зависят от воли и желаний субъектов деятельности. К. Маркс считается основоположником так называемого формационного подхода в обществознании. Согласно этому подходу, общественно экономическая формация – это исторически определенный тип общества, это ступень в развитии общества. Вульгаризированный марксизм ограничил развитие человеческого общества пятью общественно-экономическими формациями: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Справедливости ради надо сказать, что у самого К. Маркса мы находим, прежде всего, указание на три принципиально различные ступени в развитии человечества: 1) общество, основанное на личной зависимости людей, 2) общество, основанное на вещной зависимости людей, 3) свободная ассоциация трудящихся, в которой достигается «универсальное развитие индивидов». (О марксистских социально-исторических взглядах см. также в разделе 4.22.6.)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |