АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни бытия универсума и уровни человеческого духа

Читайте также:
  1. XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств
  3. БУДУЩЕЕ – ВСЕ, КТО ВОВЛЕЧЕН В СФЕРУ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ, ИСПЫТЫВАЮТ СЕЙЧАС СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. СКОРО ВАМ ОТКРОЕТСЯ ДРУГАЯ СТОРОНА СОБЫТИЯ.
  4. Бытие - это какая-то полнота бытия. Когда мы живем наполовину, поверхностно, то мы существуем, но не бытийствуем.
  5. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания.
  6. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: КНИГА Бытия (гл. 11)
  7. Влияние понимания смысла человеческого бытия на судьбу человека.
  8. Возможные уровни профессионализма
  9. Вопрос 5. Экологический мониторинг окружающей среды, его цели и задачи, уровни мониторинга.
  10. Вопрос: Основные средства и не материальные активы в таможенном деле. коэффициенты обновления и выбытия основных средств.
  11. Гештальт как прием или Гештальт как основа бытия?
  12. Движение, пространство и время как атрибуты бытия.

Имея в виду краткий обзор различных онтологических подходов, осуществленный выше, а также познакомившись с некоторыми важнейшими категориями онтологии, обратимся к более систематическому знакомству с одним вариантом онтологии, являющимся своеобразным итогом критического анализа и творческого синтеза представлений о бытии, свойственных различным философским школам.

Прежде чем приступить к изложению этого варианта онтологии, напомним важнейший и во многом исходный для философии тезис о единстве человека и универсума. Напомним также, что термин "универсум" применяется нами для обозначения всего, что в том или ином смысле существует. При этом мы не предполагаем его (универсума) целостности. Очевидно, что так понимаемый универсум включает в себя все, что известно ныне человечеству, а также все, ему ныне неизвестное. Он включает в себя все имманентное и все трансцендентное. Следующий принцип, лежащий в основе излагаемой ниже онтологии, заключается в утверждении, согласно которому наш человеческий дух - это форма самораскрытия универсума. Человеческий дух – это «место», где универсум раскрывается сам себе. Иначе говоря, мы осваиваем, постигаем универсум не извне, не как нечто чуждое нам, а изнутри. Или, выражаясь метафорически: мы – тот «глаз, которым универсум всматривается в себя». (См. об этом также в разделе 3.17.8.)

Сказанное позволяет выдвинуть предположение о существовании некоторого соответствия между уровнями бытия человеческого духа и универсума, а именно: определенные уровни бытия духа являются формами самораскрытия соответствующих уровней бытия универсума.

Поскольку сформулированное положение принципиально важно для понимания развиваемой ниже точки зрения, постольку необходимо разъяснить некоторые моменты этого положения. 1. Так как дух человека принадлежит универсуму, то в нем (духе) раскрывается и сам дух. 2. Принадлежность универсуму не мешает человеческому духу быть в некотором смысле "равномощным" универсуму. Отсюда следует, в частности, что потенциально универсум доступен познавательным усилиям человека. (Заметим в скобках, что это предполагает бесконечность и универсума, и человеческого духа. Действительно, применительно к конечным системам, справедливо утверждение «часть меньше, чем целое». Однако по отношению к системам бесконечным это утверждение, в общем, неверно. Напомним в связи со сказанным соответствующее положение теории множеств: бесконечным называется такое множество, в котором его части равномощны ему самому.) 3. Универсум и дух бесконечно сложны и обладают самыми разными уровнями бытия, выделяемыми по различным основаниям.

Для построения достаточно эффективной онтологии среди двух множеств уровней (уровней бытия духа и уровней бытия универсума) нам необходимо выделить уровни по двум признакам: а) соответствия их друг другу; б) важности их именно с точки зрения философии. Дело в том, что уровни бытия можно выделять с точки зрения самых различных областей знания, с точки зрения различных наук, в частности. Задачу выделения таких уровней бытия универсума и духа можно решить, только обращаясь к опыту постижения универсума и духа, накопленного человечеством. Этот опыт необъятен. Не потеряться в нем и решить указанную задачу, на наш взгляд, можно путем вычленения в этом опыте подходов и систем, отличающихся друг от друга тем, как они характеризуют универсум (и дух) с помощью понятий "конечное" и "бесконечное". Количество таких подходов ограничивается четырьмя возможными сочетаниями указанных признаков универсума. Первый подход утверждает, что универсум конечен. Второй подход утверждает, что универсум бесконечен. Третий подход настаивает на том, что универсум конечен и бесконечен. Наконец, четвертый основан на тезисе, согласно которому универсум ни конечен, ни бесконечен. Как мы убедимся позднее, каждый из этих подходов фактически выделяет один из искомых нами уровней бытия. Соответствующий уровень при этом принимается за единственный уровень бытия. От существования других уровней в таком случае просто абстрагируются.

Предваряя описание этих уровней, отметим, что не следует излишне упрощенно представлять себе заявленное в общей форме соответствие между уровнями бытия духа и универсума. В качестве подобного упрощения мы имеем в виду, в частности, представление об однозначном соответствии между уровнями бытия духа и универсума. Другими словами, не следует думать, что одному из выделяемых нами уровней бытия духа соответствует один и только один уровень бытия универсума.

В действительности дело обстоит сложнее и интереснее. Для того чтобы убедиться в сказанном, начнем рассмотрение перечисленных подходов.

Это рассмотрение показывает, что первые два подхода, в основе которых лежат противоположные тезисы ("универсум конечен" и "универсум бесконечен"), фиксирующие абсолютно различные уровни бытия универсума, в сущности, сходятся и соответствуют одному уровню бытия духа, фигурирующему в философии под названием рассудка.

Таким образом, мы указали один уровень бытия человеческого духа (рассудок) и констатировали, что он (рассудок) является формой самораскрытия сразу двух уровней бытия универсума: уровня бытия конечного как такового и уровня бытия бесконечного как такового.

Напомним, что в соответствии с традицией, идущей от классической немецкой философии (прежде всего, - от И. Канта и Г. Гегеля), рассудку свойственно оперировать конечными, односторонними, абстрактными определениями. Рассудку свойственно считать, что из двух противоположных суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным (принцип “или - или”). Рассудку свойственно, говоря словами Гегеля, оперировать “прочными”, “абсолютно незыблемыми”, фиксированными, точными определениями. Именно торжество принципа "или - или" мы имеем в рассматриваемых двух случаях: универсум здесь только конечен (первый подход) или только бесконечен (второй подход). Односторонность, абстрактность, бедность этих подходов очевидна. Тем не менее, каждый из этих вариантов рассудочного мировоззрения по-своему интересен и в различных формах осуществился в истории мысли. Каждый из них, как уже сказано, фиксирует специфический, несводимый к другим уровень бытия универсума, неправомерно принимая его за весь универсум.

Познакомимся поближе с обозначенными подходами и с соответствующими уровнями бытия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)