|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бытие - это какая-то полнота бытия. Когда мы живем наполовину, поверхностно, то мы существуем, но не бытийствуемПроблема познаваемости мира и человека. 1.Проблема границ человеческого познания, как центральная проблема гносеологии(Теории Познания), веры и знания (сам-но). 2. Познание и знание. Субъект и объект познавательной деятельности. Роль интуиции и воображения в познании(сам-но) 3. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Форма чувственного познания-ощущения, восприятие, представление. Форма рационального познания - понятие, суждение, умозаключение. Теория познание - это раздел, изучающий взаимоотношения субъектов и объектов познавательной деятельности, природу познания и его механизм, возможности(границы) познания и отношение знаний к действительности с позиции его истинности. В ТП главный вопрос - что есть знание? Главный продукт познания не всегда знание. Истина - центральная категория теории познания(см вторая сторона основного вопроса философии - могу я что-то знать или нет? Кант:"Могу ли я что-то знать?"). Что я могу знать, каковы мои возможности пределы?
В древнегреческой античности господствовал принцип "познаю подобное подобным" - человеческий разум воспринимался, трактовался как проекция мирового разума, причем разум мира - это его упорядоченность, гармония и закономерность. Этот принцип гарантировал получение истинных знаний. У Гераклита Логос - это и порядок, и закон мира, одновременно учение, слово о мире. Гераклит призывал слушать голос бытия. "Законы я не создаю, а открываю, обращаясь к миру ". "Многознание уму не научает". Мир рассматривает как способность человека извлекать знание из существующего знания.
Элейская школа(Парменид). Различал знание(эпистема) - объективное, всеобщее, необходимое, универсальное утверждение о мире, знание человек получает только при помощи рационального познания; и мнение(докса) - продукт чувственного познания, мнение - это изменчивое, приходящее свойств предметов => знание о мире чувственных вещей быть не может, оно субъективно. Протагор считал, что чувственное познание дает знание только о чувственном состоянии. Демокрит так же был критиком чувственного познания. "Истинная природа мира - есть только атом и пустота, может быть дана только уму". Источник познания - импульс, исходящий от самого объекта познания, от столкновения с материальными атомами. Его теория познания- теория истечения(отделяется образ объекта - видики, эти видики воздействуют на нашу сетчатку глаза и мы начинаем видеть предмет. У Демокрита активен сам объект, но не субъект). Мнение - субъективное восприятие света, вкуса, теплоты. Сократ говорил, что истина рождается в споре, истину можно родить только самому(метод магефтика). Подлинное знание нельзя получить из чужих рук. Признание собственного незнания - это не конец философствования, а начало. Платон(теория припоминаний) связана с теорией Платона о душе(при столкновении с телом душа все забывает и вся жизнь в мире - это только воспоминания). По Платону мы входим в мир уже знающими, просто наша душа об этом забыла. В работе государства зафиксирован Миф о пещере, где говорится, что человек воспринимает за истину тени, но не идеи. Познание - это процесс, благодаря которому истина добывается не извне, а извлекается из самого разума. Аристотель отстаивал последовательность познания, человек движется от сущнсти первого порядка, к сущности второго порядка, т.е. познание всегда идет вглубь предмета. Различает знание как эпистему, противопоставляет знание техническое, полученное на опыте -..... В средние века разум рассматривался разрушителем веры. Познание обращено в сторону сердца и нацелено не богопознание, главными ступенями которого яв-ся исповедь, покаяние, молитва. Складываются 2 подхода: 1. полностью исключается гносеологический компонент веры. Тертуллиан:"Верую, ибо абсурдно"(могу верить только в то, что непонятно разуму). 2. Августин - верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы уверовать. Главный источник истины, познания - божественное откровение. По Августину тезис "познай самого себя" преобретает инструментальное значение для богопознания. Цель - богопознание. Углубиться в себя, чтобы дойти до божественной сущности. Вера открывает прямой и короткий путь для постижения сути вещей, а разум идет долгим путем. Вывод: вера и разум не противоречат, как у Тертуллиана, а дополняют друг друга. Ансерий Кентерберрийский выдвигает тезис: "верую, дабы уразуметь", "мне кажется постыдным, если мы, укрепившись в вере, не стремимся понять то, во что верим" т.е. знание - не средство, а самоцель. Фома Аквинский - продолжал логику Альберта Великого, в соответствии с которой богослов сведущ в вопросах веры, а в земных делах лучше разбирается ученый. Считает, что богословские истины не противоразумны, а сверхразумны, а потому религиозная истина не может быть уязвлена со стороны философии. "христианская истина стоит выше разума, но не противоречит ему". Он разделил догматы веры на рационально постижимые - существование Бога, Бог един и непостижимый разум - то, что мы не можем познать - творение мира, триединсвто Бога, воскресение Христа. Вера сама по себе слепа, если она не направляется знанием. Философия нового времени. Центральный вопрос - о методе получения истинных знаний. Складываются 2 известных направления - имеперризм (учение, которое исходит из того, что только чувственное познание гарантирует получение истины; представители - Френсис Бэттон, Джон Лоок, Гоббс выдвигали принцип "нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства" Империзм не отрицает значение разума, который извлекал бы истины из опыта, но считал, что будучи оторванным от опыта разум не способен открыть истину. Главное требование - не факты подводить под идеи, а идеи выводить на основании фактов. Основной метод - индукция - движение познания от частного(фактов) к общему(идеям)) и рационализм (представитель - Декарт, Спиноза, Лейбниц. Это учение, согласно которого опыт не дает всеобщности и необходимости знания. Истинное знание - это продукт рационально познания. Выдвигается метод дедукции(Шерлок Холмс;)) - от общего к частному. Декарт исходил из самодостаточности и самоочевидности истины. Идеалом науки по Декарту была математика. "Может ли неверующий заниматься математикой?.." Кто дошел до сомнения, тому доступна вера. Истина дается озарением, не нужно ее сидеть и "думать". Я все время должен знать, что я чего-то не знаю. Знание должно начинаться с нуля, так, как будто я ничего не знаю. Как будто бог создал только меня и я один нахожусь в этом мире - только я и Бог. Декарт разрабатывает концепцию врожденных идей - человек рождается с заложенными в него знаниями. Самое первое знание - знание о Боге, это вложено в нас самим Богом). В противовес к рационализму и.. разрабатывали концепцию "чистой доски" - человек рождается с сознанием, которое как чистая доска. 6.03.12 Кант. У канта есть три уровня познания: 1. Чувственный уровень 2. Рассудок 3. Разум По Канту мы приступаем к познанию внешнего мира с уже имеющимся знанием. Кант называет это знание априорное(доопытное). Априорная форма чувственности - это пространство и время. "Я не могу воспринимать мир иначе, нежели в пространственно - временных формах." Т.е. мир, возможно, намного богаче чем то, что я могу воспринимать. Мы смотрим на мир и накладываем временно-пространственную матрицу на мир. Иначе я не могу его видеть полностью. По канту, опытное знание - это единство априорного и апостриорное. Возможно, этот мир богаче и мы многого не знаем в этом мире.
Рассудок обобщает данные чувств, на рассудочном уровне встречаются априорные формы рассудка. По канту теоретический разум обращен на мир природы. Мир дан человеку только как феномен(явление), поэтому мы можем познать только вещь для нас, то, как нам вещь дана. Третий уровень - разум оперирует трансцендентными идеями (вещь в себе, не познаваемая на опыте), такими как Бог, душа, бессмертие, мир как целое и свобода воли. При познании вещей в себе разум впадает в противоречие, так называемую антиномию разума.
Метафизика(философия, религия) - это не наука, так как разум впадает в противоречие. По Канту только одна антиномия получает свое разрешение, антиномия связана со свободой воли. Она решается в сфере морали. По канту это сфера практического разума. "Я знаю, что воля, что я свободен, если я поступаю нравственно, ибо никто не заставляет их меня делать " и поэтому рассуждать о добре мы не можем теоретически. Кант показал, творческую роль сознания благодаря тезису, что "Мир есть сконструированная субъектом реальность". Кант - классический филосов, который на 100 процентов не укладыввается в логику классики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |