|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бытие – это философская категория, отражающая совокупность многообразных проявлений мира, существующих в реальностиВыделяется несколько сфер бытия: · Бытие природы: органической и неорганической; · Бытие культуры: материальной, духовной, художественной; национальной, региональной, общечеловеческой; народно-фольклорной, массовой, элитарной. · Бытие общества, или социальное бытие: экономическое, политическое; · Бытие человека, индивидуально-личностное. · Особую проблему для современной философии представляет выяснение отнологического статуса виртуальной реальности, с которой сталкиваются теоретическая физика, квантовая электродинамика, психология, кибернетика и даже пользователи компьютеров последнего поколения. Виртуальное (от лат. virtualis – возможное, могущее появиться, которое должно появиться) бытие охватывает не только ставшие, но и становящиеся объекты, действия, события, энергетические процессы, в возникновении и конструировании которых большую роль играет человек. Обнаруживая различные сферы бытия, философия стремится выделить его универсальные принципы, среди которых: - принцип единства мира и его целостности - принцип взаимосвязи и взаимодействия всех явлений и процессов - принцип системности - принцип развития - принцип глобального эволюционизма и коэволюции (согласованности) - принцип сложной причинно-следственной обусловленности всех явлений и процессов в мире, который называют еще принципом детерминизма. Важнейшей онтологической проблемой является выяснение причин и оснований, обеспечивающих единство и цельность мира. Такие основания в классической онтологии называется субстанциями (от лат substantia – сущность, то, что лежит в основе). Субстанция характеризуется постоянством и относительной устойчивостью на фоне многообразных изменений развивающегося универсума. Близким к понятию субстанция является понятие материя. Наиболее общепризнанным в диалектико-материалистической философии считается определение Ленина: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Существует противоречие в определении материи, данное Лениным. 1) Материя независима от нашего сознания 2) материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, что имеет прямое отношение к сознанию. Первое суждение отрицает второе. Тезис о независимости материи от сознания невозможно научно доказать. То же обстоит с проблемой вечности и неуничтожимости материи. В ленинском определении утверждается существование объективной реальности, т.е. реальности, не зависящей от человека и его сознания. Но трансцендентное бытие также объективно. О том же, что выходит за указанные границы – Бог, Абсолют – говорить как об объективной реальности бессмысленно. Поэтому не учитывалась озабоченность людей онтологическими проблемами. Важно понять, что материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как произошла материя, постулируя ее вечность, несотворимость. Материя рассматривается как основа 1) сознания и духа вообще и 2) как единство мира. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Оно является, согласно материализму, причиной разнообразия вещей объективного мира и их свойств. Поэтому субстанция может быть проинтерпретирована как взаимодействие. Уже древнегреческие мыслители выделили и проанализировали возможные субстанциальные начала мира и постепенно свели их к двум основным: материальному (от лат. materialis – вещество) и идеальному (от греч. Idea – идея, первообраз, парадигма, эталон, образец, эйдос). Между материальными и идеальными основаниями бытия есть существенные различия: - материальные объекты возникают и функционируют по объективным законам, а идеальные основаны на способности человека отражать мир в образах, следовательно, зависят от психики, сознания, мышления, воли человека, произвольно оперирующего образами на основе творчества, а иногда и фантазии. - Материальные феномены тиражируются, группируются в классы, идеальные же стремятся к уникальности, неповторимости; - Материальные объекты даны в ощущениях и могут фиксироваться органами чувств или приборами, идеальные в ощущениях непосредственно не даны. Вместе с тем противоположность материального и идеального не является абсолютной. Они объединяются предметной деятельностью человека, который воплощает свои образы, планы, цели, мечты в материальных объектах. Человек материализует идеальное и при этом использует вещественную основу бытия мира. Результатом совокупной деятельности человечества становится культура – особый мир, созданный человеком, способным творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |