|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основной вопрос философииВ 7 в до н.э. возникает философия(?) - 7в. осевое время истории. Во многих частях света возникли философские школы. Первая сторона основного вопроса философии - онтологическая. В ее основании следующий вопрос - какова сущность мира? Материальна она или идеальна? Обычно мы говорим, что первая сторона основного вопроса философии - что первично- материя или дух(сознание, идея)? Этот вопрос так или иначе связан с двойственностью самого человека, с тем,что он представляет единство души и тела. И в мире человек находит тоже самое соотношение и, конечно, задумывается над вопросом - какова связь материального и духовного? Что первично материя или сознание? В философии на эту тему возникло 2 лагеря- 1. материализм 2.идеализм. Понятиями материя и дух пользуются как материалисты, так и идеалисты. Субстанция -....... Возникает закономерный вопрос - сколько субстанций лежит в основании мира? Возникают следующие трактовки - возникает монизм - философское учение, которое считает, что в основании мира лежит одна субстанция(материя, если это материализм; идея, если это идеализм). Дуализм - философское направление, которое считает, что в основании мира 2 субстанции. Известным дуалистом был Рене Декарт, который считал, что в мире в равной мере с равными правами существует как материальная субстанция, так и духовная. Спиноза: "Субстанция - то, что само себя через себя же и определяет". Признаки субстанции: 1. Самодостаточность. Субстанция - это причина самой себя. Т.е. источники развития находятся в самой субстанции. 2. Независимость - субстанции не должны зависеть ни от чего другого. Согласно принципу субстанциональности все, что возникает в мире является результатом развития самой субстанции: идеи являются продуктом развития материи, согласно идеализму, мат.мир является продуктом развития духовной сущности. Материализм - философское направление, которое признает первичность материального начала(природы, космоса, общества) и вторичность,производность идеального(). Согласно материализму утверждается несотворенность и неуничтожимость материи. Само сознание может рассматриваться как отражение материального мира. Материя(по Ленину) - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Аристотель: "Материя - всего лишь потенциальная возможность всего существующего, реально же существуют вещи" Марксизм создает так называемый исторический и ____ материализм. В основании общества лежит материальная база(согласно Марксу) - способ производства материальных благ, а само общественное сознание зависит от уровня производительных сил. Школу материализма нередко обозначают как линию Демокрита. Идеализм представлен как линия Платона. Идеализм утверждает первичность начала и вторичность всего материального Различают объективный и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, духовное начало определяется как независимое от человека и человечества в целом, а субъективный идеализм определяет мир как совокупность человеческих ощущений и представлений о мире, т.е. весь мир сводится к ощущениям. В основании первой стороны основного вопроса философии лежит вопрос - что есть мир сам по себе, независимо от меня? Может ли он быть прозрачным для человеческого сознания? Возникает переход ко второй стороне основного вопроса философии - познаваем ли мир(мир, который есть на самом деле, который существует сам по себе)? Гносеологическая сторона вопрос познаваем мир? Конкретизируется в другом вопросе - как относится наше представление и понятие о мире к самому миру? Это вопрос о возможности достоверности познания мира. Это фактически вопрос об истине. В зависимости от ответа на этот вопрос выдвигаются такие ветви: 1. Гносеологический оптимизм - это учение тех философов, который считают, что абсолютная истина, в принципе. Достижима, то есть мир можно в принципе познать. 2.Го пессимизм, который разделяется на философский: 1. Скептицизм - выдвигает сомнения по поводу познаваемости мира. Любое суждение о предмете может быть дополнено противоположным. О вещах можно высказывать противоположные суждения.(например для кого-то вишня сладкая, для кого-то кислая) Вывод: не нужно познать сущность вещи. Иррон(4век до н.э.) возникло направление скептицизм, основанное Ирроном. Суждение - критерием истины является видимость, если нечто кажется горьким, то соответствующее утверждение является истинным. Достоверно лишь чувственное восприятие. Отрицается значимость рационального познания. Для них все другие философы - догматики. Выносят требование воздержания от окончательных суждений. Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют " - разным людям свойственно разное знание. Скептицизм выливается в релятивизм. Как оно кажется, так оно и есть. Скептики продуцировали вопрос - что есть знание? Какие признаки у знаний? На этот вопрос ответил Эммануил Кант - знание это то что обладает 3-мя свойствами - необходимость, всеобщность, обоснованность. Канта часто относят и к агностицизму. 2. Агностицизм - это философское направление, отрицающее принципиальную познаваемость мира, возможность решения вопроса об истинном познании. "Абсолютной истины нет" У Канта есть различия: "вещь для нас" - это феномен (или явление - то, как вещь мне дана, явлена в моих чувствах, в моем сознании). Кант считает, что мы имеем дело только с феноменами. Есть другой пласт реальности - "вещь в себе" - ноумен (вещь, какая есть сама в себе)
13.02.13 ноумен (вещь, какая есть сама в себе) - это Бог, мир как целое, душа, бессмертие, свобода воли(по Канту). Он считает, что на опыте и рациональным путем эти вещи познать не можем. При осмыслении этих вещей в себе разум впадает в противоречие - так называемую антиномию разума - 2 противоречащих суждения, в защиту и опровержение которых существует одинаковое количество аргументов.(Например Бог существует, Бог не существует - чтобы доказать как первое так и второе существует одинаковое количество аргументов, разум не может выбрать собственными силами ни одно из суждений, поэтому включается вера). С этой точки зрения и вера в бога и неверие в его существование одинаково держаться только верой. Проще говоря, атеизм - тоже вера. Т.о. по Канту между феноменом и ноуменом лежи непроходимая пропасть. Нельзя проскочить разумом, поэтому переход от явлений к сущности возможен только для веры. Заслуга Канта состоит в том, что он показал, что не все рассуждения человека можно возвести в ранг знания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |