АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Марксизм. Если раньше заблуждение рассматривалось как несовершениство его природы, то в учении Карла Маркса в се заблуждения носят конкретный исторический характер

Читайте также:
  1. В другій половині ХХ ст. розвиток неомарксизму був стимульований низкою чинників об“єктивного характеру.
  2. Вплив марксизму на розвиток історії
  3. Марксизм
  4. Марксизм
  5. Марксизм об особенностям рынка рабочей силы.
  6. Проф. Тажуризина. (занимается историей свободомыслия, атеистка, стоит на позициях марксизма). Знание о религии в эпоху Возрождения.
  7. Социологическая теория марксизма.
  8. Тема 6 Российские версии марксизма.
  9. Тема № 7Философия Просвещения, немецкая классическая философия, философия марксизма.
  10. Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.
  11. Философия марксизма

Если раньше заблуждение рассматривалось как несовершениство его природы, то в учении Карла Маркса в се заблуждения носят конкретный исторический характер. Они вызваны неразвитностью общества и в конечном счете степени развития производительных сил. Т.е. заблуждается не сам человек, а практика не достигла должного уровня. Практика - это основа, цель познания и критерий истины. Заслуга Маркса в том, что он вскрыл социальную природу познания. Познание - это деятельность.

 

 

19 век - господство иррационализма. Философский иррационализм - это философские направление, утверждающее алогичность(абсурдность) мира, невозможность его постижения рациональными средствами. При этом философский иррационализм не отвергает возможность познания мира, но основными средствами становятся разные формы иррационального:

 

Ø воля(волюнтаризм) - Нидше, Шопенгауен;

Ø интуиция(интуитивизм);

Ø бессознательное(фрейдизм, психоанализм) - Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм.

 

Сциентизм - философское направление, которые утвержают абсолютную ценность научного познания. К нему относятся в первую очередь, разные формы позитивизма.

Три этапа позитивизма:

I. Конт, Спенсер

II. Эмпирио, критицизм(Мах, Абенариус)

III. Представители "Венского кружка"

IV. Пост позитивизм(Карл Поппер)

 

Представители позитивизма считают, что философия должна освободиться от всех мировоззренческих функций и стать служанкой науки.

 

Герменевтика (20в) - философское направление, которое связано с методом интерпретации и методом понимания. В 20 веке появляется дилемма - существует разница между знанием и пониманием.

Середина 20 века -возникает новая проблема - знание и информация. Информация всегда безлична и не всегда является знанием.

 

Блок истории философии закончился.

 

Общие положения теории познания.

Познание может быть направлено на предмет, мысль и самого человека. В первом смысле познание есть отражение. Во втором - рефлексия. В третьем - самопознание.

Познание - есть социально-исторический обусловленный процесс, получения и развития знания, при котором знание не только цель познания, но и средство.

Субъектом познания является только общественный человек(Маугли - мозг есть, а сознания есть). Мозг - это необходимое, но недостаточное условие сознания. Для сознания необходима социальность. Субъектом познания может быть человек, группа, общество..

В 20 веке появляется направление - социология знаний. Мыслит не человек, а мыслительный коллектив, вырабатывающий стиль мышления. Мыслит человек, но уже заданным стилем мышления.

 

 

До немецкой класс философии субъект воспринимался как нечто пассивное, как радар. Я просто ловлю какие-то волны, но сам ничего не создаю.

В теории познания объект не является абстрактной противоположностью субъекта, так как субъект активно преобразует и очеловечивает объект. Практика - и есть объединяющая субъект и объект основа.

В современной эпистемологии утверждается, что человек неспособен вплотную непосредственно столкнуться с объектом. Объект всегда дан в форме практики. Я познаю не объект сам по себе, а свою деятельность в мире.

Субъект всегда рассматривался как проекция мирового разума, который всегда уже есть заранее, есть совершенство. А потому не ошибается, не заблуждается.

 

У Карла Маркса есть фраза: "в процессе исторического развития наши чувства стали теоретиками. Органы чувств - это продукт исторического развития. Мы смотрим на мир не физическими, а социальными, культурными, глазами, наши органы чувств избирательны (художник видит больше цветов, музыкант - музыки)".

 

Ленин: "практика, миллиарды раз повторяясь, отложилась в наших законах мышления"

 

Наша логика формируется именно в процессе труда, игры, мелкой моторики. Знание всегда предпосылает познание, а потому а процессе познания большую роль играет социальная память. Знание - единственный способ существования сознания.

 

13.03.13

Истина, как цель познания. Истина выражает проблему - соотнесение наших знаний с действительностью. Знание - это субъективный образ объективной реальности.

Не всякое знание можно оценивать с точки зрения истины.

Виды знания:

1. Знание-умение(знание-мастерство), т.е. как сделать ту или иную вещь(как вырастить помидоры например).

2. Знание-знакомство - знание, связанное со способностью опознать, узнать тот или иной объект или того или иного человека.

3. Знание-о чём - знание, как информация, выражающая определенное состояние тел,процессов, может быть предметом теории познания.

 

 

Только третий вид знания можно оценивать с позиции истины и обоснованности.

 

Поланий "Личностное знание". Поланий вводит такое понятие, как неявное знание.

Истина - это соответствие знания действительности.

Классическая концепция истины, согласно которой истина есть соответствие... о мире... действительному положению дел называется корреспондентной теорией истины.

Очень часто мы сравниванием не знание с действительностью, а подменяем действительность нашим знанием о действительности, нашей интерпретацией мира. Часто получается, что мы сравниваем знание с другим знанием.

 

Концепции истины, согласно которой критерий истины является согласованность какого-либо знания с более общей системы знания, его внутренняя непротиворечивость называется когерентной (согласованной). Когерентный критерий истины соотносит знание с уже имеющимся знанием. Факт - это не чистая реальность, а наша интерпретация сквозь призму теории, определенной гипотезы.

Эйнштейн писал, что наука движется не от фактов к теории, а от теории к фактом. В истине предмет дан таким, какой он есть на самом деле. В истине соотносится предмет с самим собой, а не предмет с знанием.

 

Согласно ПРАГМАТИССКОЙ концепции критерием истинности выступает польза этого знания, его прагматическая, утиритарная значимость, практическая применимость. Если знание работает на практике, значит оно истинно.

Пример: навигационные расчеты в мореплавании делаются на старой, геоцентрической модели, а не на коперниканской. Практическая польза есть, а истины нет. Поэтому система не соответствует истине.

В 20в. В неклассической философии появилась такая форма объяснения, что истина - это личная истина, т.е. истиной может быть только то знание, которое пережито, прожито человеком лично, т.е. имеет экзистенциальный характер. Истина -соответствие знания личностному миру.

 

Наряду с объективной истинностью философии говорят еще об абсолютной и относительной истине.

Абсолютная истина - это безусловная, полная, точная знания о предмете - цель познания. Исчерпывающее знание о предмете, которое не нуждается в дополнении. Некий недостигаемый предел.

 

Относительная истина - неполное, неточное, условное знание о предмете, перемежающееся с заблуждением. В любой относительной истине есть момент абсолютной истины. Неверно утверждать, что сумма относительных истин дает истину абсолютную.

Истина относительна, так как отражает определенный, ограниченный во времени и пространстве процесс. Т.е. выведена для определенных условий.

И мир развивается,и человек развивается. Истина всегда конкретна, выведена для определенных условий. Истина всегда есть процесс, знание не должно стоять на месте.

Проблема - есть истина. Противоположность истины - заблуждение.

 

Заблуждение - это необходимый момент движения к истине. Т.е. заблуждается только тот, кто ищет истину. Не заблуждается тот, кто думает, что он все знает. Заблуждение возникает потому что то объест отстает от субъекта, то наоборот. Заблуждение может быть объективным(земля кажется плоской - объективное заблуждение). Не только я заблуждаюсь, но и сам мир может вводить меня в заблуждение. Явление не только соответствует сущности, но может и противоречить ей. Человек не может попасть в сущность предмета, а попадает только через явление. Вот и получается, что иногда мы ошибаемся. Сразу знать я не могу, а двигаюсь через ошибки и заблуждения. Заблуждение всегда истинно для человека. Когда человек заблуждается, он свято верит в то, что его знание - истина.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)